Транспортно-логистическая отрасль Республики Беларусь пребывает в состоянии развития. Национальный статистический комитет, подведя итоги первого полугодия, сообщил, что «грузооборот в первом полугодии 2023 г. составил 35,2 млрд тонно-километров». Однако транспортных мощностей не всегда хватает – внушительные расстояния, отсутствие доступа к морю, удаленность и изоляция от мировых рынков, высокие транспортные издержки создают серьезные препятствия для социально-экономического развития.
Тем не менее, по мнению экспертов, эта проблема решается во многом благодаря креативности и образованности участников рынка. Среди них молодой и амбициозный предприниматель Денис Примаков, руководитель с 15-летним опытом работы.
Денис выстроил свою уникальную систему перевозки в белорусской компании «Прима Логистик», внедрив инженерный опыт европейских стран, взяв на вооружение двухъярусные прицепы, обеспечивающие не только конкурентное преимущество, но и решение проблемы мало оптимизированных перевозок во всей Беларуси. Компания Дениса «Прима Логистик» стала одной из первых в стране, которая стала реализовывать европейскую модель двойной загрузки товаров в рефрижераторы.
Во многом помог Денису его опыт инженера, который он получил после окончания Белорусского национального технического университета и защиты диплома «Совершенствование автомобильных перевозок продукции», решив внедрить свои научные наработки в логистический рынок страны.
Как у любой новой компании, у «Прима Логистик» было много сложностей на пути к успеху. Денис и его команда сталкивались с непредвиденными препятствиями и неожиданными вызовами каждый день. Но благодаря своей настойчивости и упорству они смогли преодолеть все трудности и занять устойчивую позицию на рынке логистики.
Занимаюсь тем, на что учился
Денис Примаков учился в Белорусском национальном политехническом университете на специальности «Организация дорожного движения и управления на транспорте», став одним из немногих людей в современном мире, кто работает по специальности и вносит значительный, применяя и развивая свои знания на практике.
«После университета я проходил воинскую службу не в армии, а в МВД милиции. Уже тогда у меня было желание организовать свою логистическую компанию. Но так как сотрудникам МВД этого делать было нельзя, то в 2007 году зарегистрировал бизнес на свою мать, а меня оформили специалистом по логистике. Но, по сути, все вопросы и руководство компанией всегда вел я. Название «Прима Логистик» родилось быстро – из моей фамилии и названия отрасли, – вспоминает Денис. – Поначалу мне казалось, что логистический бизнес – это просто: купил небольшой грузовичок грузоподъемностью 2,5 тонны, нанял одного водителя и дал объявление в газету о том, что мы делаем перевозки. Постепенно понял, что тут есть свои подводные камни: сложно постоянно привлекать разовых клиентов, нужно искать постоянных. Подумал: а на что всегда будет постоянный стабильный спрос? Ответ пришел быстро: хлеб, молоко и другая еда».
Оптимизировать автопарк
Денис Примаков, оценив преимущества перевозки продуктов, обеспечивающие постоянные заказы, отдал автомобиль в компанию по установке рефрижераторов, именно после этой трансформации изотермического фургона в рефрижератор и компания заработала в нужном режиме.
На сегодняшний день «Прима Логистик» занимается доставкой продуктов в Республике Беларусь, сотрудничает с ведущими республиканскими производителями молочной продукции, а также крупными торговыми сетями, что позволило компании «Прима Логистик» занять нишу ежедневной транспортировки молочной продукции в Беларуси.
Под руководством Дениса компания начала развиваться, появились первые постоянные клиенты. Обороты стали расти, и через пару месяцев они купили еще ряд автомобилей, в итоге к 2012 году в автопарке Дениса уже было 12 машин.
И это не единственное усовершенствование, дальнейшая модернизация сделали проект транспортной компании, созданный Денисом в Республике, принести новые технологии в страну. В итоге обеспечив быструю и качественную доставку скоропортящихся товаров к конечному потребителю. Такие товары, как молоко, в Беларуси относятся к социально значимым, и их доступность стоит во главе угла.
Благодаря этому клиентами компании сейчас являются крупные белорусские производители молочной продукции, 90-95% поездок – от их склада до магазинов. «По сути, они обеспечивают нас работой 365 дней в году. Есть у нас и разовые заказы – мы регулярно возим товары основным клиентам из Бреста и Витебска, а обратно идем пустые, поэтому можем везти сборные грузы», – детализирует предприниматель.
Сложности логистического бизнеса
Логистический бизнес имеет множество подводных камней, которые необходимо обходить ежедневно. Денис не скрывает этого и делится самыми основными, раскрывая каким образом их решает в своей компании.
Найти хороших водителей – «это самая большая трудность в логистическом бизнесе. Увы, но это не слишком престижная специальность, и “притока новой крови” в нее немного. К тому же часть потенциальных работников сейчас покинула страну или работает в зарубежных перевозках, – говорит он. – Первые несколько лет работы компании я сам также выполнял работу водителя. Полностью ушел в управление только в 2010 году, когда у нас уже было около 5 сотрудников. Кстати, количество сотрудников за эти годы выросло не так сильно – сейчас нас 13. На каждой машине работают посменно 2 водителя, и машина в движении круглые сутки».
Денис – сторонник максимальной эффективности кадров: «Нас немного, но у всех есть мотивация и зарплата на проценте от сделанного. Думаю, что работники должны понимать свою выгоду – сделать хорошо и компании, и себе».
Чтобы сотрудники оставались в компании, Денис сделал ставку на заинтересованность, обеспечив их конкурентоспособной зарплатой. Часто в подобной сфере водителям поручают частично выполнять работу механиков – отремонтировать грузовик, прикрутить гайки, поменять масло. Однако в компании Денис с самого начала делал это все на сервисе, чтобы водитель мог заниматься только своей основной работой. В компании «Прима Логистик» для сотрудников проводятся стажировки и обучение водителей экономичному и безопасному вождению. На сегодняшний день существуют системы, контролирующие стиль вождения автомобиля, которые передают оператору информацию о нарушениях онлайн. Разработана методика контроля за стилем езды водителя, учитывающая множество факторов: скоростные ограничения, езду в городе или на трассе, сложность маршрута и др.
Риск зависимости от крупных клиентов. «Несколько лет назад у нас было 3 крупных независимых заказчика, но постепенно крупная компания поглотила их всех. Да, мы давно работаем вместе, нас знают, но в частном бизнесе один крупный заказчик – это всегда определенный риск», – признается Денис. Впрочем, за счет стабильного качества оказания услуг перевозки, "Прима-логистик" обеспечила себя прекрасной репутацией, минимизировав этот риск.
Делегирование работы. «Когда вначале я уезжал в Европу для обмена опытом на две недели и думал: «Ну все же знают, что надо делать, правда?», оказалось, что нет. За время, что я отсутствовал, водители не выходили на работу, подвели заказчика и тот отказался с нами работать. Я понял, что ничего не знаю про дисциплину», – вспоминает предприниматель. Чтобы решить данную проблему в компании «Прима Логистик», Денис перестроил бизнес-модель, расширил штат и нанял специалиста, который возглавил транспортный отдел.
Как любая техника, машины ломаются
Денис ввел правило на регулярную техническую проверку, что позволяет не только сократить затраты на ремонт, но и избежать любых поломок, обеспечивая стабильные перевозки, что так ценят крупные корпоративные клиенты. «Раньше наши машины были по 2,5 тонны, а в какой-то момент мы их продали и купили три современных грузовика по 6 тонн – это считается среднетоннажный размер.
В 2016 году мы еще раз обновили свой автопарк, и сейчас у нас 4 двадцатитонных грузовика и еще 4 одиночных на 15 тонн. В месяц мы перевозим около 4300 тонн грузов, – говорит Денис. – Мы это понимаем и готовы к тому, что это наша ответственность, – если с клиентом заключен договор, мы обязаны его выполнить. Для таких ситуаций у нас обязательно есть подменная машина», – говорит Денис. Сейчас все машины компании обслуживаются по принципу наработки моточасов, не ожидая поломки, поэтому последние случаются редко. У компании есть проверенные партнеры СТО, которые диагностируют и по необходимости ремонтируют автомобили.
Бывают, конечно, и форс-мажоры. «Когда мы купили новую машину за $110 тысяч, один из водителей не справился с управлением и разбил ее. Еще была история – водитель съехал в кювет и врезался в дерево. С ним все было в порядке, но машину разбил сильно, на несколько месяцев она вышла из строя», – рассказал Денис.
Оптимизация рабочих процессов
Бизнес не стоит на месте и постоянно развивается в поиске оптимальных решений. У Дениса всегда несколько направлений для этого.
Оцифровка бизнеса. «Цифровой документооборот мы ввели еще в 2016 году, все акты и накладные представлены у нас в цифровом виде. Это экономит нам много времени: если раньше надо было потратить на оформление каждого документа 10-15 минут, распечатать, положить в конверт и отнести на почту, то сейчас это можно сделать в два клика и подписать электронно-цифровой подписью.
На всех машинах у нас установлены GPS-системы, которые подключены онлайн к бортовому компьютеру машины. Там же учитывается техобслуживание, все интервалы записываются. Я в программе вижу, что и в какой машине нужно сделать. Знаю, что еще есть организации, у которых нет навигации по машинам и которые не видят, где их машина находится в данную минуту, – для меня это дикость.
У нас продукты, которые требуют строго определенного температурного режима, поэтому в каждой машине стоят термодатчики, они записывают и показывают онлайн температуру в кузове. В случае если у заказчика возникнут вопросы по поводу температуры во время перевозки, мы предоставляем данные за весь промежуток, 8 часов.
Мы также давно перешли на заправку топливными картами – знаю, что некоторые из конкурентов все еще заправляют за наличные. Это же касается оплаты стоимости проезда – на всех наших машинах установлены системы BelToll, и оплата списывается автоматически», – рассказывает предприниматель.
Оптимизация места в прицепе. Обычный стандартный прицеп рассчитан на 33 европоддона, это не так много. Однако ставить сверху ничего нельзя – груз может быть раздавлен. «Я решил применить у нас способ, который используют в Европе, – вставить в стены направляющие и размещать таким образом еще один уровень продукции.
Эти прицепы мы нашли в Европе, они стоили ощутимо дороже. Ни в России, ни в Беларуси похожих не делают. Но мы понимали их преимущества для нашего рынка, поэтому внедрили, сделав, по сути, стандартом рынка. Такая двухъярусная система загрузки помогает в 2 раза экономить время на перевозке. Считаем, что мы внесли значимый вклад в развитие оперативной доставки скоропортящихся грузов, таких как молочные продукты», – рассказывает Денис.
Именно внедрение двухъярусной системы загрузки при перевозке молочных продуктов одного из крупнейших производителей в стране позволило удержать цены на приемлемом уровне. При этом при применении более чем 10-летнего опыта работы со скоропортящимися товарами, использовании современных цифровых технологий, таких как электронный документооборот, GPS-мониторинг, датчики температуры с передачей данных online, потери груза сводятся к минимуму и позволяют попадать на прилавки свежей продукции, снижая риск порчи и повышая уровень здоровья людей.
Дальнейшие планы
В ближайшем будущем продолжаем совершенствовать логистические процессы, оптимизировать финансовые потоки. Да, есть проблема с обновлением и расширением автопарка – если раньше прицеп стоил около $70 000, то сейчас подорожал в 2 раза и стал стоить около $140 000. А десятилетние автомобили стоят столько же, сколько раньше – шестилетние.
Для обновления автопарка более активно используем лизинг.
Еще у меня были планы по использованию нестандартных прицепов. В Европе ограничение длины автопоезда 16,5 метра, поэтому длина прицепа и тягача регламентирована, больше они быть не могут. А у нас допускается длина в 20 метров – это возможность использовать более длинный прицеп для большей вместимости. Но пока из-за сложностей с покупкой эта идея ждет своего воплощения – официальные дилеры европейских производителей не могут их продавать в Беларуси, купить их невозможно.
Если говорить о планах на дальнюю перспективу, то мы хотим исследовать новую нишу – развоз товара в гипермаркеты на среднетоннажных машинах, 6-8-10 тонн. То есть большие фуры едут, допустим, из Бреста в Минск, в Минске выгружают эти 20 тонн, там их сортируют по более мелким машинам и уже развозят в маленький магазин. Буквально недавно приобрели такую машину, она уже ездит по маршруту.
«Еще в планах открыть компанию в США и внедрить там двухъярусную систему загрузки товаров. Я мониторил этот рынок и не нашел там ничего подобного. Кроме продуктов питания, таким же образом можно перевозить и лекарства, а там это очень востребованный и для многих жизненно необходимый товар», – говорит Денис.
Сейчас компания «Прима Логистик» продолжает развиваться и расширяться. Денис и его команда уже работают над новыми проектами и планируют запустить несколько новых направлений в ближайшее время. Они уверены, что смогут сохранить свои высокие стандарты качества и продолжать удивлять своих клиентов новыми инновационными решениями.