
Март объявлен месяцем промышленного туризма. Насколько популярен данный вид деятельности и сколько туристов побывало на белорусских промышленных предприятиях, рассказали специалисты.
Рост на треть
По информации заместителя министра промышленности Республики Беларусь Андрея Кузнецова, в 2024 году белорусские предприятия посетило 266 тыс. человек, что превысило показатель 2023 года на 30%.
– Каждый год возрастает интерес к внутреннему туризму и в частности к промышленному и у белорусов, и у иностранных гостей. Из всех посещений 45% составили граждане Беларуси, 55% – иностранцы. На предприятиях Минпрома побывало 154 тыс. туристов, что на 67% больше, чем в 2023 году. К примеру, в системе Минпрома работает 150 тыс. человек. То есть практически по одному туристу на одного работника. Цифра хорошая, но есть к чему стремиться.
В ТОП-3 по посещаемости вошли такие заводы, как БелАЗ (почти 59 тыс.), МТЗ (49 тыс.), МАЗ (12,5 тыс.). Предприятия концерна «Беллегпром» посетили почти 5 тыс. туристов (+25%), «Белгоспищепром» – 58,5 тыс. (+21%), предприятия Минстройархитектуры («Гранит» и «Неман») – 48,5 тыс.
– Всего в Беларуси сектор промышленного туризма охватывает 72 предприятия, из них 20 принадлежат Минпрому. Широкое развитие получил профориентационный туризм. Так большую работу с учащимися учреждений образования проводит БМЗ. Как итог, предприятие в прошлом году посетило почти две тысячи школьников и учащихся, рост почти в 2,5 раза. На «Могилевлифтмаше» в прошлом году по количеству посетителей рост составил 1,7 раза. Интерес у школьников и учащихся высокий.
По мнению замминистра, для развития промышленного туризма на предприятиях должны создаваться специальные подразделения, необходимо готовить экскурсоводов, грамотно развивать инфраструктуру, обеспечивать доступность и безопасность туристов, взаимодействовать с туроператорами.
– Промышленный туризм является одним из приоритетных направлений в развитии внутреннего туризма и играет важную роль в продвижении брендов Беларуси.
Собрать свой автомобиль или трактор
По словам спикера, новые объекты в текущем году будут появляться, ведь в Минпром входят 280 предприятий, и в каждом есть, что показать туристам.
– Уже сейчас предлагаются мастер-классы для иностранных туристов «Собери свой трактор для региона», «Собери свой комбайн», «Свой БелАЗ», «Свой автомобиль». Это не будет профессиональная сборка, но можно будет что–то подкрутить, разложить гидравлику, проводку и тому подобное.
Зампредседателя концерна «Беллегпром» Наталья Мурашко подчеркнула, что объекты для показа есть, вопрос: как предприятия будут работать с туристами.
–Мы будем усиливать данное направление, предприятиям мы рекомендуем вводить в штатное расписание специалистов, сосредоточимся на вовлечение в производство, мастер-классах и открытиях музеев.
Зампредседателя концерна «Белгоспищепром» Александр Яковчиц рассказал об опыте взаимодействия с блогерами. Также, по его словам, продолжится работа с 10 предприятиями концерна, которые проводят экскурсии.
– Предприятия концерна должны придерживаться правил и норм санитарной безопасности. Мы экспериментируем. В прошлом году организовали экскурсии для 163 человек на Жабинковский сахарный завод. Опасались, что туристам будет не очень интересно, но получили хорошие отклики. Будем работать над улучшением качества туристических услуг, над ростом интереса.
Также проводятся экскурсии для предпринимателей, которые планируют купить франшизу.
По информации Александра Яковчица, за 2024 год выручка концерна от туризма составила 760 тыс. рублей.
Доступная цена
Как отметили все спикеры, промышленный туризм доступен. Более того, для детей с родителями экскурсии бесплатные.
Как сообщила ведущий специалист сектора презентационной деятельности отдела маркетинга и рекламы СОАО «Коммунарка» Елена Федорова, фабрика проводит экскурсии с разным наполнением.
– Стандартный пакет стоит 45 рублей. Он включает полтора часа обслуживания. Мы приглашаем в наши залы, где рассказываем про историю бренда, про какао-бобы, сопровождаем дегустацией новинок – 30-40 минут. Потом выдается санитарный комплект одежды, и все гости идут на производство. Там угощаем продукцией с производственных линий. В завершении отвечаем на вопросы и преподносим подарки.
Главный технолог булочно-кондитерской компании «Домочай» Светлана Рыбкова сообщила, что экскурсия на их предприятие длится около одного часа и стоит 25 рублей.
– В процессе идет знакомство с экспонатами, победившими в различных дегустационных конкурсах, из соленого теста, из мастики и шоколада. У нас также адаптированы экскурсии и для детей разного возраста.