
В прошлом году белорусский бизнес столкнулся с несколькими вызовами. В результате у кого-то снизилась прибыльность, уменьшилось количество ресурсов для инвестирования. Но субъекты хозяйствования пытались адаптироваться, искали новые рынки, даже начали заниматься импортозамещением. Мyfin.by спросил у директора Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанны Тарасевич, как бизнес справлялся с вызовами, какая ситуация сегодня в стоматологической сфере и что предлагается для изменения ценового контроля.
Вызовы и поиск новых идей
– Первый вызов – это санкционное давление, которое было связано прежде всего с проведением расчетов, поставками товаров, переориентацией товарных потоков, особенно у тех, кто работал с так называемыми «недружественными» странами.
Второй – жесткое государственное ценовое регулирование в торговле и в некоторых сферах услуг.
Третий – дефицит трудовых ресурсов. Здесь я имею в виду как физический дефицит рабочих рук, так и нехватку квалификации кадров.
Если мы говорим о санкционном давлении, предприятия пытались адаптироваться: искали новые варианты расчетов либо меняли поставщиков, чтобы продолжить свою работу. Кроме прочего, шел поиск новых рынков, делались попытки реализовать свои инвестиционные стратегии, и кто-то даже начал заниматься импортозамещением.
Да, какие-то рынки однозначно потеряны. Но вместе с тем найдены и новые. Некоторые представители бизнеса попытались развивать экспорт в дружественные страны. У кого-то снизилась прибыльность, многие отмечают, что уменьшилось количество ресурсов для инвестирования. Отмечу, что для кого-то прошлый год был годом тяжелым, а для кого-то годом поиска новых идей и проектов.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
Что касается ценовой политики или ценового регулирования, часть организаций однозначно адаптировалась к данной ситуации, пересмотрев свои доходы-расходы: нашли новых поставщиков, отказались от каких-то расходов.
О тарифах на стоматологические услуги
Если мы говорим о стоматологии, то здесь остается много вопросов в сфере ценообразования, так как цена складывается из двух частей – цена услуги и цена лекарственных средств. И если одна часть снижается, то вторая из-за курса валют может и повышаться. Поэтому какие-то организации начали использовать более дешевые лекарственные средства, другие пересмотрели свою инвестиционную политику, вопросы заработных плат. С одной стороны, шла адаптация, с другой, мы, как бизнес-союз, предлагали новые подходы, чтобы выработать новую формулу ценообразования.
В принципе проблему регулирования тарифов на услуги в стоматологиях нужно разделить на несколько частей.
Важно понимать, что на самом деле при установлении регулятором предельных тарифов где-то треть манипуляций, которые участвуют в формировании цены, изначально убыточны.
Если брать среднюю заработную плату медицинских работников в районе 3000 рублей, младшего медицинского персонала в районе 1400 руб. и средних накладных расходов в размере около 120%.
Только треть услуг дает возможность выживать. Еще одна треть находится на уровне нулевой рентабельности. И, это важно понимать, только треть услуг позволяет стоматологиям выживать. А услуга состоит из достаточно большого количества манипуляций. При этом некоторые услуги стали нерентабельными, к примеру зуботехнические услуги. И сегодня предприятия стоят перед большим выбором, потому что даже если и был накоплен когда-то «жирок», то сегодня они все свои запасы исчерпали. Поэтому мы можем говорить о каком-то ограничении цен в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – это уже сложности.
Особенно это касается частных стоматологий. Объясню почему. В частных клиниках существует требование по привлечению врачей только высшей и первой категории. Соответственно, и их зарплата должна быть определенного уровня. При этом оплата в частных стоматологиях за энергоресурсы выше, чем в учреждениях здравоохранения, также в госучреждениях нет арендной платы. А в частных – арендная плата либо немаленькие амортизационные отчисления, даже если ты построил свой центр.
Плюс лекарственные средства. Они в основном в стоматологии импортные, и, как известно, стоимость их все время растет. Вследствие чего если даже цена услуги снизилась, а цена на лекарственные средства повысилась, то итоговая стоимость по большому счету осталась неизменной. В связи с чем у пациентов часто и возникало недовольство: мол, все регулируют, а цена не снижается.
Что предлагает бизнес-сообщество?
В данной ситуации наш бизнес-союз предложил несколько вариантов решения проблемы: первый – мы должны отказаться от предельных тарифов и сохранить только 30%-й уровень рентабельности. То есть предприятие делает расчет и исходя из своих затрат формирует цену. Вот заработная плата, вот накладные расходы, обязательные отчисления плюс 15-30%, плюс материалы – и так формируется цена. И надо понимать, что стоимость в Минске и, например, в Глубоком будет различаться, потому что разные накладные расходы и заработная плата. Кстати, предельные тарифы можно сохранить только тем, кто не ведет экономические расчеты.
Еще один вариант, который мы предлагали рассмотреть в сложившейся ситуации: выделить наиболее часто встречающие манипуляции и на них ввести предельные тарифы, как раньше на 20-40% от общего объема манипуляций, а на остальные дать свободную цену, то есть получится перекрестное субсидирование. Хотя это не очень справедливо, так как получается, что пациент, получающий услугу, нерегулируемую государством, должен оплачивать частично услугу другого пациента, которая государством регулируется.
Пока эти все предложения рассматриваются.
Я хотела бы затронуть и вопрос заработных плат. Иногда у населения возникают вопросы и определенные возмущения относительно высоких зарплат в стоматологии. Но надо понимать, что в этой сфере работают врачи высокой квалификации. Никто не будет, наверное, спорить, что научиться парикмахерскому искусству и врачебному делу – это разные вещи.
Можно регулировать цены, используя метод предельного уровня рентабельности.
Как мы знаем, сегодня в торговле широко введены цифровые технологии, электронные кассы и, соответственно, есть большие базы данных. Наш союз предлагает на основе этих больших баз данных проанализировать информацию и выявить социально значимые категории товаров, на которые, возможно, надо установить более жесткое ценовое регулирование и фиксированные цены.
Второе. Предприятия ведут экономические расчеты, и можно регулировать цены, используя метод предельного уровня рентабельности. То есть определить, что рентабельность должна быть не выше определенного процента: по какой-то группе товаров – 20%, по другой – 30%. Но здесь очень важно определить методику расчета доходов и расходов, чтобы установленный процент уровня рентабельности позволял субъектам хозяйствования иметь чистую прибыль для инвестиций и своего развития.
Третий. У государства должна быть возможность регуляции цен в форс-мажорных обстоятельствах: вдруг взлетел курс доллара, или пандемия, или еще что-то. По опыту мы знаем, что у нас всегда растут цены в кризисные времена. Поэтому у государства должна быть возможность вводить ограничение цен на какой-то период времени (но не более чем на 90 дней).
Есть и еще одно предложение от самого бизнеса.
Почему регулируют цены? Потому что есть часть населения, которая получает невысокий доход. Тогда, наверное, надо подумать о той части населения и им оказывать социально-адресную поддержку. Отпускать по каким-то сниженным ценам товары или давать скидки.
Сегодня в Беларуси ограничивают цены, не учитывая заработную плату людей. Даже если кто-то имеет доход 5-10 тыс. рублей, он в любом случае пользуется так называемой справедливой ценой. И можно ли тут говорить о справедливости, если и человек, получающий зарплату 10 тыс. руб., и человек с зарплатой в 1 тыс. руб. приобретают товар по регулируемой, относительно низкой цене.
Мы понимаем, что последний вариант – непростой, поскольку непонятно, кто будет определять и каким образом, кому следует давать эту социально-адресную поддержку.
Пока представители МАРТ делают расчеты, слушают мнение бизнес-сообщества и выдвигают свои контраргументы. Иными словами, процесс идет, хоть и медленно. Данный вопрос на контроле у главы государства, и мы очень надеемся, что в ближайшее время найдется приемлемое решение для бизнеса, власти и общества.