Как геополитическая напряженность в регионе повлияла на доставку здоровой еды в Беларуси? От чего пришлось отказаться ради выживания компании? Про это рассказала Екатерина Семенова — нутрициолог, основатель сервиса приготовления и доставки здоровой еды Healthy Plan.
Ситуация с клиентами
Компания Healthy Plan на рынке уже 7 лет. Мы производим комплексное питание для коррекции веса, у нас есть детокс программы, праздничные гастробоксы и кейтеринг.
За это время мы уже прошли через несколько кризисных ситуаций: ковид, общественно-политическая напряженность 2020 и события в Украине. Нужно отметить несколько этапов, которые мы проходим в этот период:
- Паника и, как следствие, снижение потребления, рост курса доллара и повышение цен у поставщиков. Люди замирают и «затягивают пояса», закупая гречку, тушенку, лекарства и туалетную бумагу. На этом этапе 40% наших постоянных клиентов ставят на паузу свои доставки до лучших времен. Предзаказы на гастробоксы и кейтеринг мы все же реализуем, поскольку депозит на такие мероприятие невозвратный.
- Период ожидания. Это этап временного затишья, когда все понемногу приходят в себя. На этом этапе поступает очень мало новых заказов все они в основном от физлиц.
- Период восстановления структуры потребления. Тут клиенты начинают понемногу возвращать свой привычный стиль жизни, включая статью расходов на здоровое питание.
Если сравнивать влияние этих 3-х экономико-политических конъюнктур на работу компании, то последний оказал самый сильный негативный эффект. Чтобы сохранить компанию, мне пришлось закрыть новое кафе Ecoist, которое открылось зимой прошлого года в микрорайоне Новая Боровая. В одночасье микрорайон словно вымер, улицы теперь пусты и бывали дни, когда мы обслуживали 2-3 гостей.
Аренда помещения привязана к евро и в новых условиях просто нереально выдержать такую финансовую нагрузку.
Понимая, что это состояние на длительный период времени, я не стала искать варианты поддержать его работу собственным капиталом. В конце марта мы закрыли двери заведения. Это позволило нам оптимизировать ресурсы и продолжить работу доставки здорового питания.
Несмотря на то, что все поставщики подняли цены (начиная от продуктов и заканчивая упаковкой и рекламой), мы пока оставили цены на свои услуги на прежнем уровне. Понимаем, что платежеспособность клиентов снизилась, даже несмотря на то, что мы работаем в сегменте премиум-класса. Такое ценообразование — это моя принципиальная позиция. Пока есть возможность, цены останутся прежними!
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
Проблемы с отключение платежных систем нас не коснулись.
Главное — спокойствие
Самое главное в таких ситуациях – сохранять спокойствие. В сфере общественного питания сейчас закрылось очень много заведений, каждый день поступают сообщения о продаже заведения. Много людей лишилось работы. Состояние неопределенности, когда «живешь одним днем», накладывает дополнительную нагрузку на эмоциональное состояние сотрудников и руководителя.
В этот раз мне пришлось пойти на экстренные меры и отправить практически весь персонал доставки питания в отпуска. Кто-то пошел в плановый отпуск, кто-то в отпуск за свой счет. С сотрудниками кафе, к сожалению, пришлось расстаться. Это решение далось очень тяжело, поскольку в сфере гостеприимства хороший персонал на вес золота.
Несмотря на все, мы с оптимизмом смотрим в будущее. По прошествии месяца могу с уверенностью сказать, что критическую точку мы прошли и далее будем восстанавливать свои позиции на рынке. Теперь хорошее время для оттачивание профессиональных навыков, посещения мастер классов, введения новых позиций в меню.
Урезание бюджетов
Для нас самое главное в бизнесе, чтобы клиент был доволен качеством блюд в своем комплексе. Этому мы уделяем особое внимание и не можем снижать качество используемых продуктов и уменьшать себестоимости блюд за счет более дешевых ингредиентов. Однако перебои с поставками импортных товаров, в частности рыбы и морепродуктов, заставили нас искать альтернативные решения и исключить некоторые блюда из меню.
Также на время отменили некоторые “плюшки” для постоянных клиентов. Я надеюсь, что эта ситуация сохранится ненадолго. Еще мы ввели режим строгого контроля food costs. Я лично контролирую заявки поставщикам, чтобы оптимизировать расходы.
Полезно для бизнеса:
- не нужно урезать рекламный бюджет, его можно даже увеличить;
- уделяйте каждому клиенту больше времени;
- проведите аудит своих бизнес процессов и улучшите узкие места;
- не демпингуйте и не вводите скидки только для того, чтобы привлечь клиентов. В долгосрочной перспективе это проигрышный вариант.
Планы
Кризис — это эволюция бизнеса, когда останутся самые сильные и стойкие бизнес-модели. Это время для совершенствования своего продукта и сервиса.
Сейчас основной упор мы сделали на детокс-программы для очищения организма. Людям гораздо легче решиться попробовать одно или двухдневную программу, чем принять решение поменять свой стиль питания на длительный период. Можно сказать, что это импульсивная покупка.
Также в планах разработка новых гастробоксов.