Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

Зарплата 5000 рублей в сфере доставки – это возможно: бизнес готов платить тем, кто работает

Зарплата 5000 рублей в сфере доставки – это возможно: бизнес готов платить тем, кто работает
Фото носит иллюстративный характер, источник: unsplash.com
Фото носит иллюстративный характер, источник: unsplash.com

Рынок доставки продуктов в Беларуси пережил бурную трансформацию – от заказов на бумажке и сборки в магазине до доставки через «дарксторы» со сложной IT-инфраструктурой. Будущее еще интереснее – от автозаказов до покупок с помощью искусственного интеллекта. Директор ЗАО «Интернет-магазин Евроопт» Юрий Бутурля рассказал, как всё начиналось, что будет с Едоставкой и кому лень ходить в магазин.

«В первые месяцы сами бегали по магазинам»

– Я в компании с 2014 года, застал практически все изменения. Первое время это был «ребенок» – подразделение в рамках «Евроопта», которому выделили 400 «квадратов» для сборки заказов. Всему учились на ходу.

В первые месяцы комплектовщики действовали как обычные покупатели: бегали по магазину, искали нужные товары и собирали их в обычную покупательскую тележку.

Помню, что чуть было не дрались за последнюю палку колбасы. Кому она достанется: тому, кто пришел в магазин или сделал заказ в интернете.

Собранные заказы сканировали через выделенную кассу и упаковывали в пакеты, после чего складывали в обычные холодильники и морозильники, чтобы сохранить свежими перед доставкой. Маршруты вообще писали от руки.

«Ребёнок» быстро взрослел. Буквально через месяц вышли на 100+ заказов в день. Когда устраивался на работу, было 8 авто, а прошло буквально пару месяцев – и уже заказы доставляют десятки машин.

Всё менялось стремительно: вскоре начали торговать не с магазинов, а со складов, многие процессы автоматизировали.

Когда я работал еще логистом, мы столкнулись с тем, что не хватает места. Было принято решение открыть первый огромный склад. Думаю, что это как раз тот самый момент, когда мы вышли на процессы другого уровня сложности и на новые объемы продаж.

Новый склад с внедренной WMS-системой, с холодильными камерами на тысячи «квадратов», автопарк более 200 автомобилей – с такими масштабами мы тогда еще не сталкивались. Это напоминало огромный муравейник, но это работало. Хладоэлементы для термосумок замораживались тысячами, а амбициозная цель «1000 заказов в день» стала обычной цифрой.

Сегодня мы доставляем более 2 млн заказов год. В столице более 200 тысяч постоянных покупателей. А автомобили проезжают около 16 млн километров в год.

Сверхприбылей здесь нет

– Здесь нет сверхприбылей. С одной стороны, нам нужно обеспечить доступные цены, как в магазине, а с другой – организовать процесс хранения, сборки, комплектации и доставки, оплачивая труд всех, кто в этом участвует. Также надо учитывать, что возить «скоропорт» это всегда было сложно и дорого. Доставка непродовольственных товаров имеет неоспоримые преимущества, и мы это знаем на своем опыте. Но быть супермаркетом с доставкой – это то, в чем у нас сегодня есть экспертиза, и то, что стало нашей социальной миссией.

Если посмотреть в целом, то в Беларуси доставкой товаров (не только продуктов) сейчас пользуется не более 6% населения. Это не так много. Есть куда расти.

Есть исследования о том, что мировой рынок только доставки готовой еды оценивается в 1 трлн долларов. При этом каждый год рынок доставки продуктов прирастает где-то на 12-13%.

По прогнозам темпы прироста могут замедлиться, но нет сомнений, что онлайн-покупки (в том числе продуктов) все глубже будут проникать в обычную модель потребления городского населения. И Беларусь – не исключение.

Широкое развитие доставка получила в Китае, особенно после локдауна. Этому способствовала высокая плотность населения и скорость доставки: в Поднебесной распространен формат доставки с небольших дарксторов за 15-20 минут. В Беларуси такое тоже возможно, но не хватает жилых кварталов со столь высокой концентрацией покупателей. Чтобы выйти в плюс, нужно много заказов, а в случае с Китаем это обеспечить довольно просто.

Доставкой продуктов чаще пользуются женщины старше 35

– В основном доставку продуктов на дом делают женщины старше 35 лет. Большинство из них проживают в Минске, у них есть дети и домашние животные. Основная их мотивация – сэкономить силы и время. Кроме того, заказы часто делают мамы в декрете: им по объективным причинам сложно выбираться в магазины. Еще одна категория – это люди с особенностями физического состояния, которые не могут выходить на улицу или носить тяжести.

Что будет с минимальной суммой для бесплатной доставки?

– Пока минимальную сумму менять не планируем. Хотя, возможно, в будущем мы придем к тому, чтобы сделать ее дифференцированной – в зависимости от уровня спроса. То есть в одно время доставка будет бесплатной и при покупке кило креветок, а в другое – при заказе, скажем, на 100 рублей.

Сегодня минимальная сумма заказа для бесплатной доставки закрывает потребность в продуктах на неделю на небольшую семью. И то, что она стабильна и понятна, – это плюс для покупателей. Нет никаких сюрпризов.

Куда исчезла ночная доставка

– Мы уже дважды запускали ночную доставку – в последний раз она работала в 2023 году. Однако спрос небольшой – буквально несколько заказов. Так что эксперимент не увенчался успехом. При этом мы традиционно продлеваем время доставки в новогодние дни. Понимаем, что не все хотят идти в магазин под бой курантов.

Экспансия российских гигантов и чем она грозит

– Так они и так выходят… А потом уходят. Не всем удается закрепиться. Некоторые эксперименты, кажется, не просуществовали и двух месяцев. Так что это довольно громкое слово.

Из тех, кто более-менее успешно вышел на белорусский рынок, можно назвать Яндекс Go. Но и то, там далеко до экспансии. Чтобы ее осуществить, рынок должен быть готов, нужен большой спрос и здоровая конкуренция. К тому же все помнят опыт Glovo, который заходил с дарксторами и быстрой доставкой, а в итоге ушел с рынка.

И потом, не стоит игнорировать общую для всех сложность: некому собирать и возить заказы. Мы конкурируем здесь со всеми сервисами доставки – от продуктов до мебели и стройматериалов. Рынок ощущает дефицит кадров.

Заработать в доставке 5000 рублей реально?

– Привлекаем людей в доставку всеми возможными способами. И, конечно же, зарплатами. Люди, готовые вкалывать, могут зарабатывать у нас до 5000 рублей. Некоторые за полтора года построили себе квартиру. Ну так они и работают для этого 6 дней в неделю.

Тут всё просто: каждый бизнес готов платить тем, кто работает. Поэтому, наверное, сейчас одна из целей – удержать опытного сотрудника. Дефицит кадров сложно закрывать постоянным потоком новых людей. Мы стараемся создавать условия для удержания опытных и лояльных сотрудников, которые могут делиться экспертизой с новичками, сохраняя качество процессов и преемственность.

Когда появится робот-доставщик?

— Как только появится робот, который сможет развести 12-15 заказов общим весом около 20 кг без опозданий, минимум три месяца в году сквозь снег и метель, то мы обязательно возьмем его на работу. Еще желательно, чтобы он это делал быстрее и дешевле, чем наша команда экспедиторов.

Что касается технологий, то сейчас мы занимаемся оптимизацией процессов и инвестициями в собственные IT- продукты. Гибкость, мобильность и качество IT-инфраструктуры – это база для всех, кто строит бизнес в ECOM. Инвестировать в склады пока нет необходимости.

При этом мы продолжаем обновлять автопарк. В первые годы у нас было две модели автомобилей – Volkswagen Caddy и Renault Kangoo. Потом стали использовать Citroën, Peugeot и «Газели», пробовали разные бренды.

В Минской области сейчас задействуем бусы и полубусы, такие как Citroen Jumpy и Peugeot Expert. Появилось много китайских автомобилей. Сейчас на них делаем упор. Для города нужны машины поменьше. Но при этом Lada Largus нам не подходит, так как все заказы для одного рейса в нее не вмещаются. Но есть китайские аналоги, их и выбираем для обновления автопарка.

Будущее сервисов доставки

– Я думаю, что будет идти движение в направлении «умных» домашних устройств. Условно, какая-нибудь Алиса или Siri будет помогать делать заказы. Возможно, появятся подписки на какие-то сервисы.

Но это еще и предполагает другой подход к технологиям, формирование цифровых привычек. Сейчас основное ядро покупателей – это люди старше 35 лет. Они родились еще в Советском Союзе. Они придерживаются традиционной покупательской модели. Но растет новое поколение, которое не представляют свою жизнь без смартфонов, интернета, а некоторые – и без нейросетей. Вскоре такие люди составят ядро пользователей сервисов доставки. Как только придет их эпоха, то появятся и соответствующие запросы, а технологии подтянутся. Был бы спрос, а предложение найдется.

Реклама

Вы — предприниматель или топ-менеджер? Платформа Myfin.by помогает быстро найти и сравнить кредиты для бизнеса на любые цели: от улучшения оборота до расширения. Сравните предложения всех банков и подайте заявку без лишних шагов!

Почему Myfin.by?

- Сравнение всех предложений — получите лучшие ставки и условия от ведущих банков.

- Простота и удобство — выбирайте условия и оформляйте заявку онлайн, без визитов в банк.

- Экономия времени — забудьте о часах поисков и бумажной волоките.

- Полная прозрачность — ясные условия, никаких скрытых комиссий.

Планируете расширение или модернизацию бизнеса? Найдите подходящий кредит на Myfin.by и получите деньги на развитие прямо сегодня!

Подобрать кредит для бизнеса

Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все