В недавно озвученном проекте создания Международного инвестиционного арбитражного центра БРИКС представлена инициатива, которая обещает преобразовать подход к разрешению инвестиционных споров между участниками блока. Это важное событие имеет значительные последствия для белорусских предпринимателей, которые все чаще ищут возможности для привлечения инвестиций в страны БРИКС. Подробности рассказал Сергей Белявский, директор юридической компании «Экономические споры», рекомендованный арбитр Международного арбитражного суда при БелТПП, медиатор.
Что произошло
Россия представила проект создания Международного инвестиционного арбитражного центра БРИКС – площадки для разрешения инвестиционных споров в «единых правилах» для стран блока.
– По сообщениям профильных источников, концепт предполагает юрисдикцию по инвестиционным разбирательствам и процедурам примирения (включая медиацию) с возможным расширением мандата на иные экономические споры, – рассказывает Сергей Белявский.
Инициатива укладывается в более широкий курс БРИКС на развитие собственной финансово-правовой архитектуры, озвученный в Рио-де-Жанейро в октябре 2025 года. В этом контексте крайне важно понимать, что инвестиционный арбитраж играет ключевую роль в обеспечении правовой защиты для инвесторов и создании устойчивой основы для международных экономических отношений.
Что такое инвестиционный арбитраж?
Инвестиционный арбитраж (ISDS) – это разбирательства инвестор-государство по нормам международных инвестиционных договоров (двусторонних/многосторонних), а не частные споры «компания-компания».
Базовая структура инвестиционного арбитража включает систему ICSID (конвенция 1965 года), где решения исполняются по специальным правилам: они не пересматриваются национальными судами и должны признаваться и исполняться в странах-участниках по установленной процедуре.
Если дело не связано с ICSID, то применяются стандартные правила арбитража и Нью-Йоркская конвенция 1958 года, которая регулирует признание и исполнение иностранных арбитражных решений. Также в сфере ISDS наблюдается тренд к большей открытости, что подтверждают Правила транспарентности ЮНСИТРАЛ 2014 года и Маврикийская конвенция 2014 года.
Ключевое отличие инвестиционного арбитража от международного коммерческого арбитража заключается в том, что в ISDS ответчиком является государство. Здесь применяются нормы международного публичного права и инвестиционных договоров, а уровень публичного интереса и открытости выше. В коммерческом арбитраже, наоборот, споры касаются частных компаний, и здесь акцент ставится на договоре и выбранном праве, а конфиденциальность считается обычной практикой.
Зачем БРИКС собственный инвестиционный арбитраж
БРИКС планирует создать собственный инвестиционный арбитраж, чтобы предложить альтернативные пути разрешения инвестиционных споров, учитывая растущий приток капитала внутри блока и «Глобального Юга». Это связано с потребностью в более предсказуемом исполнении решений. Лидеры БРИКС в 2025 году обсуждали создание новой инвестиционной платформы и инструментов для поддержки трансграничных вложений.
– На этапе обсуждения проекта рассматриваются ключевые параметры: создание единой процессуальной среды для стран БРИКС, охват инвестиционных споров, возможность медиации и потенциальное расширение на другие экономические кейсы, – рассказывает Сергей Белявский.
Важными вопросами станут выбор места арбитража внутри БРИКС, интеграция с ICSID и Нью-Йоркской конвенцией, уровень транспарентности и исполнение решений в национальных судах государств блока.
Что это дает белорусскому бизнесу
Для белорусских компаний, инвестирующих в страны БРИКС (или привлекающих их капитал в Беларусь), специализированный центр может дать три прикладные выгоды.
Во-первых, процессуальная предсказуемость и специализация: институт, «заточенный» под инвестиционные споры, с привычными для бизнеса БРИКС языками и процедурой, снижает транзакционные издержки подготовки и ведения дела.
Во-вторых, исполнительская логистика: если мандат центра будет встроен в договорную сеть БРИКС и будет опираться на Нью-йоркскую конвенцию/модели взаимного признания, это упростит путь от решения к активам.
В-третьих, профилактика споров: сам факт наличия понятного «дома» для ISDS-кейсов в регионе часто повышает дисциплину сторон при структурировании проектов и работе с нормативным регулированием (доступом к ресурсам, налоговыми льготами, стабилизационными оговорками и т. п.).
Риски и вопросы к механизму
Юридическая «сборка» центра критична. Если БРИКС-арбитраж будет позиционироваться как дополнение к действующей глобальной системе (ICSID/ЮНСИТРАЛ), с процессуальной совместимостью и понятной «картой исполнения», то он получит доверие инвесторов.
Если же архитектура окажется закрытой, с неопределенным режимом транспарентности и спорным статусом решений, риски репутации и исполнения возрастут. Наилучший путь – модульность: опора на Нью-йоркскую конвенцию, возможность трека по правилам ЮНСИТРАЛ (включая транспарентность) и ясная связь с национальными законами об арбитраже стран БРИКС.
Что делать компаниям уже сейчас
Белорусским инвесторам и их юристам стоит «зашивать» в документы эскалационные механизмы споров (переговоры/медиация → арбитраж), тщательно формулировать инвестиционные ожидания и стабилизационные оговорки (условия, которые защищают проект от неблагоприятных изменений законодательства после подписания контракта), продумывать место арбитража, язык, применимое право, а также исполнительский маршрут (где у контрагента активы; где удобнее признавать решение). В действующих проектах – оценить, позволит ли будущий центр БРИКС (когда заработает) переконфигурировать оговорки без потери защиты.
–Мне видится, что данный проект представляет собой важный шаг в развитии международных коммерческих отношений в рамках БРИКС. Он создает платформу, учитывающую особенности правовых систем стран-участниц, что особенно актуально для белорусского бизнеса, ориентированного на регионы с активным инвестированием, – добавляет Сергей Белявский.
Также он отмечает, что наличие собственного инвестиционного арбитражного центра в блоке БРИКС повысит конкурентоспособность компаний в регионе, предоставит эффективный механизм защиты их интересов и стимулирует привлечение новых инвестиций.