
В мире бизнеса нет ничего хуже, чем проснуться однажды утром и понять, что твоя компания живет своей жизнью, а наемный директор принимает решения без твоего ведома. К сожалению, многие собственники бизнеса сталкиваются именно с такой ситуацией, когда, формально оставаясь владельцами бизнеса, фактически теряют над ним контроль. Как избежать такой ситуации, разбираемся с REVERA law group.
Устав – ваша конституция власти
Первое, что должен понимать каждый собственник: устав компании – это не формальная бумажка для регистрации, а реальный инструмент управления. Именно в уставе должен быть четко прописан список сделок, на совершение которых директор обязан получить ваше согласие.
Представьте ситуацию: ваш директор решил взять кредит на развитие бизнеса в размере 19 % от стоимости активов компании. По закону крупной сделкой считается операция от 20 % стоимости активов, значит, формально согласие участников не требуется. Но фактически такой кредит может серьезно подорвать финансовое состояние компании.
Умные собственники не полагаются на законодательные пороги, а самостоятельно определяют в уставе, какие сделки считать крупными (а значит, требующими согласования общим собранием участников или наблюдательным советом). Закон прямо разрешает установить собственные критерии – например, любая сделка свыше 10 % или 15 % активов требует вашего согласия. Дополнительно правила о согласовании крупных сделок можно распространить на сделки, подпадающие под иные критерии. Например, на сделки, превышающие фиксированные суммы (например, любые сделки от 500 000 белорусских рублей) или сделки с конкретными активами (например, продажа недвижимого имущества или конкретного списка производственного оборудования).
Еще один важный механизм защиты – ревизор (или ревизионная комиссия в случае больших компаний). Многие собственники белорусского бизнеса не обращают внимания на такой правовой механизм, как ревизор, что очень зря. По умолчанию ревизор вправе по требованию участников ООО/ОДО/ЗАО/ОАО или по собственной инициативе провести проверку финансовой и хозяйственной деятельности компании, в том числе затребовать у директора финансовые документы для анализа.
Это создает постоянный контроль и не позволяет директору чувствовать себя полновластным хозяином. Соответственно, опытный ревизор может своевременно выявить возможные злоупотребления властью со стороны директора. Главное – четко прописать в уставе полномочия ревизора (ревизионной комиссии), а также порядок проведения им проверок и назначить его в начале очередного финансового года (по закону ревизор избирается на один год), чтобы всегда иметь под контролем не зависимое от директора лицо в компании.
Кто ваши друзья? Реестр аффилированных лиц как детектор измен
Вопрос о том, есть ли у вашего директора доли в других компаниях, может показаться излишне подозрительным. Но практика показывает обратное. История знает немало случаев, когда руководители создавали параллельные структуры и переводили туда прибыльные контракты.
Классический пример: директор компании регистрирует на одного из родственников фирму, оказывающую некоторые услуги, и заключает с ней договор. В результате из компании постепенно начинают утекать финансовые средства. Очень часто такие транши относительно невелики на фоне выручки бизнеса, но в течение длительного периода могут составить значительную сумму. Формально всё законно, но де-факто это приводит к утечке выручки из компании.
Знать, где у вашего управленца есть интересы, означает контролировать потенциальные конфликты. Более того, согласно законодательству прямой обязанностью директора является раскрытие собственникам компании информации о своих долях и долях его родственников в других организациях, а также о том, что они занимают должности директоров в таких организациях. Если он этого не делает, то стоит задуматься о том, не скрывает ли он такую информацию умышленно.
Совместительство или предательство?
Разрешать ли директору работать в органах управления других компаний – вопрос философский. С одной стороны, это может принести дополнительные связи и опыт. С другой – создает почву для конфликта интересов.
По умолчанию законодательство Беларуси не допускает совмещение одним лицом позиций директора одновременно в нескольких компаниях. Для такого совмещения эта возможность должна быть предусмотрена уставом или отдельно согласована с собственниками бизнеса. Поэтому советуем придерживаться золотого правила: совмещение допустимо только с вашего согласия и под вашим контролем. Пусть директор каждый раз обосновывает, почему его участие в другой компании пойдет на пользу вашему бизнесу.
Но важно понимать: запрет распространяется именно на совмещение должностей в органах управления других компаний (например, директор). При этом он не касается занятия должности заместителя или другого работника, учредительства в других бизнесах.
Неконкуренция как страховка от предательства
Если ваша компания является резидентом Парка высоких технологий, у вас есть мощный инструмент защиты – соглашение о неконкуренции. Декрет № 8 позволяет заключить с директором договор, запрещающий ему в течение определенного срока (но этот срок не может превышать одного года после увольнения) работать у конкурентов, создавать конкурирующий бизнес или участвовать в управлении компаниями-конкурентами.
За каждый месяц соблюдения таких обязательств вы обязаны платить бывшему директору не менее трети его среднемесячного заработка. Звучит дорого? Но это гораздо дешевле, чем потерять ключевых клиентов или секреты производства, которые директор может передать конкурентам.
Коммерческая тайна: ваш щит от утечек
При этом к охране коммерческой тайны не стоит подходить как к формальности. Просто заключить соглашение о неразглашении конфиденциальной информации с директором недостаточно (хотя это тоже надо сделать). Важно, чтобы в компании был организован комплекс мер по защите коммерческой тайны, в том числе был четкий перечень информации, которая охраняется как коммерческая тайна, были приняты технические (например, создание IT-инфраструктуры для защиты от утечек и хищения данных) и организационные меры (например, ограничение доступа в помещения компании, где хранятся архивы в бумажном виде), и все необходимые процедуры были четко задокументированы.
В результате использование такой информации директором в любых целях, кроме трудовых, может быть признано как нарушение режима коммерческой тайны, после чего компания сможет взыскать с него возникшие убытки.
Увольнение без слез: как расстаться красиво
Момент истины наступает, когда доверие к директору потеряно окончательно. И здесь многие собственники попадают в развилку из двух не самых приятных вариантов:
- дотошное оформление трудовых обязанностей директора и увольнение его по статье, что обычно может занять недели и месяцы, в течение которых директор продолжит выполнять свои функции;
- просто заявить, что директор уволен, и не пустить его на рабочее место, что в дальнейшем приводит к судебным спорам, в ходе которых увольнение признается незаконным, а директор либо восстанавливается на рабочем месте, либо получает компенсацию десятикратного среднемесячного заработка.
Чтобы избежать этих проблем, надо заранее обезопасить себя. Для этого есть три обязательных условия, которые надо соблюсти на этапе найма директора и при дальнейшей работе:
- с директором должен быть заключен трудовой контракт на определенный срок (но не бессрочный трудовой договор), который по истечении должен перезаключаться на новый срок (чтобы не трансформироваться в бессрочный трудовой договор);
- в контракте с директором должна быть ссылка на статью 259 Трудового кодекса, согласно которой общее собрание участников вправе уволить директора в случае отсутствия его виновных действий (иными словами, нет необходимости доказывать что-либо);
- четко прописана сумма компенсации за досрочное увольнение, например, в размере одной месячной заработной платы или в виде фиксированной суммы (условно 3000 рублей).
В случае, если эти условия соблюдены, правильный алгоритм прост: созываете общее собрание участников, принимаете решение об увольнении, выплачиваете компенсацию по трудовому договору – и всё. Никаких эмоций, только четкая процедура. Помните: директор, которому вы перестали доверять, может нанести компании больше вреда за один день, чем принести пользы за месяц. Промедление здесь смерти подобно.