Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

Все изменения для бизнеса в новом законопроекте о юрлицах: разбор с юристом

Все изменения для бизнеса в новом законопроекте о юрлицах: разбор с юристом
Фото носит иллюстративный характер. Источник: freepik.com
Фото носит иллюстративный характер. Источник: freepik.com

Правительство внесло на рассмотрение в Палату представителей Национального собрания проект закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Предлагаемый документ объединяет нормы, регулирующие не только порядок регистрации и ликвидации юридических лиц, но и порядок ведения и представления сведений из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Во многом нормы, закрепленные в действующем Декрете от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет), перешли в проект закона. Тем не менее, проект имеет ряд изменений и нововведений как в порядке госрегистрации, так и в процессе ликвидации юрлиц. Расскажем о них подробнее.

Бенефициарный владелец

В корпоративное право Беларуси вводится новое понятие – «бенефициарный владелец». Ранее оно не использовалось в национальном законодательстве. Под «бенефициарным владельцем» понимается физическое лицо, которое является собственником имущества или владеет не менее чем 10% долей в уставном фонде (паев) юридического лица либо прямо или косвенно (через третьих лиц) в конечном итоге имеет право или возможность давать обязательные для этого юридического лица указания, влиять на принимаемые им решения или иным образом контролировать его действия.

Сведения о бенефициарных владельцах подлежат обязательному внесению в Единый государственный регистр юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР), за исключением открытых акционерных обществ (ОАО). Все существующие юридические лица (кроме ОАО) обязаны в течение 1 года с даты принятия закона (напомним, пока это законопроект) раскрыть информацию о своих бенефициарных владельцах и подать её для внесения в ЕГР.

В случае же смены бенефициарного владельца, организация обязана уведомить свой регистрирующий орган об этом не позднее 10 рабочих дней, чтобы соответствующие изменения были внесены в ЕГР.

Email как обязательный реквизит

С учетом продолжающейся цифровизации экономики и повседневной жизни электронная почта признается обязательным реквизитом как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей. Сведения об адресе электронной почты должны быть внесены в ЕГР в течение 1 года с даты принятия закона. В случае же изменения электронной почты юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны в течение 10 рабочих дней уведомить свой регистрирующий орган для внесения соответствующих изменений в ЕГР.

Особое значение приобретает то, что юридические лица и индивидуальные предприниматели несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, если они были направлены или по адресу местонахождения, или по электронной почте, указанной в ЕГР.

Такие сообщения считаются доставленными, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон. Иными словами, если, например, две стороны не договорятся об ином, любое извещение в рамках договора между ними может быть направлено ими друг другу по почте, включенной в ЕГР. При этом адресат не сможет ссылаться на то, что он не имел доступа к электронной почте, не читал ее и т.д., если сообщение отправлено электронно.

Аналогично, адресат также не сможет ссылаться на то, что не смог получить письмо, если оно было отправлено по юридическому адресу, указанному в ЕГР.

Иными словами, теперь на субъектов хозяйствования возлагаются все риски негативных последствий того, что они не используют email, или используют номинальный юридический адрес.

Документы на государственную регистрацию

Законопроект конкретизирует перечень документов, которые необходимо подать при государственной регистрации юрлица/изменений и дополнений в его устав: теперь в этот перечень входят документы, подтверждающие полномочия заявителей, если они действуют от имени юридического или физического лица (например, доверенность). На практике эти документы подаются и в настоящий момент, однако в Декрете они не значатся в списке документов, необходимых для госрегистрации.

Кроме этого, законопроект устанавливает новый срок действия выписки из торгового регистра, в случае если участником юрлица выступает иностранная организация – такая выписка должна быть датирована не позднее 6 месяцев до дня подачи заявления о государственной регистрации. В текущий момент Декрет устанавливает срок в 1 год.

Также законопроект устанавливает требования к письменному согласию законного представителя при создании организации несовершеннолетним лицом, его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В частности, письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего лица должно быть дано в присутствии уполномоченного работника регистрирующего органа или должно быть нотариально удостоверено.

Отмена выдачи свидетельства о госрегистрации юрлица

Законопроект предлагает отменить выдачу свидетельств о госрегистрации юрлица на бумажном носителе. Вместо них организациям, действующим на основании собственных уставов, будет выдаваться устав со штампом регистрации, а компаниям, действующим на основании типовых уставов, – выписка из ЕГР.

Подача уставов на госрегистрацию изменений

Изменен срок для представления юридическими лицами своих уставов на государственную регистрацию в случае смены состава участников, смены наименования, реорганизации в форме преобразования и присоединения и др.: законопроект предлагает установить срок в 15 рабочих дней, в течение которых юридическое лицо обязано будет зарегистрировать изменения в устав. В текущий момент Декрет закрепляет 2-месячный срок, в течение которого организация должна подать документы на такую регистрацию.

Отказ в госрегистрации юрлица

Законопроект расширяет состав оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации компании по сравнению с Декретом: так, регистрирующий орган может отказать в случае представления документов на регистрацию организацией, деятельность которой приостановлена либо находящейся в процессе ликвидации; в случае наличия в регистрирующем органе судебного постановления, налагающего запрет на регистрацию; в случае наличия у компании, находящейся в процессе реорганизации, неисполненного требования кредитора; в иных случаях.

Основания ликвидации юрлица

Еще одна новация: в законопроекте расширен состав оснований ликвидации компании: например, организация может быть ликвидирована по решению экономического суда в случае уменьшения стоимости чистых активов ЗАО, ОАО по результатам 2-го и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством; по решению регистрирующего органа в случае осуществления компанией деятельности, создающей угрозу национальной безопасности.

Другие изменения

Помимо вышеупомянутого, законопроект предусматривает ряд иных изменений, таких как:

1.Уменьшение уставного фонда юрлица до его фактически сформированного размера: при создании компании законопроект предусматривает 30-дневный срок для уменьшения первоначально объявленного размера уставного фонда юридического лица до его фактически сформированного размера, в случае если размер уставного фонда был сформирован в меньшем размере, чем это предусмотрено в его уставе. При этом в настоящий момент Декрет не устанавливает такой срок (предусмотрена лишь обязанность произвести уменьшение без уточнения, в какой период это надо сделать).

2. Уведомление о начале процедуры реорганизации: в законопроект из Гражданского кодекса Беларуси частично перешли нормы, касающиеся начала процедуры реорганизации юрлица. Так, законопроектом устанавливается то, что организация обязана уведомить свой регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации в течение 10 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

3. Заявление о государственной регистрации: законопроект содержит изменения, касающиеся подписания заявления о государственной регистрации юрлица. В частности, если количество учредителей более 2-х (Декретом в данный момент предусмотрено более 3-х), они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления.

4. Постановка юрлица на учет в госорганах: предлагается сведения, подтверждающие постановку компании на учет в государственных органах (налоговые органы, органы ФСЗН, Белгосстрах и т.д.), размещать на веб-портале ЕГР в течение 3-х рабочих дней со дня внесения записи в ЕГР о государственной регистрации этой компании. В текущий момент Декретом предусмотрена выдача документа, подтверждающего постановку на учет в течение 5 рабочих дней.

5. Приостановление деятельности юрлица: законопроект предусматривает отдельную статью, которая будет регулировать приостановку деятельности компании, в том числе порядок внесения соответствующих сведений в ЕГР и представления сведений госорганам.

6. Госрегистрация юрлиц, действующих на основании типовых уставов: законопроект регламентирует порядок государственной регистрации организаций, которые приняли решение действовать на основании типовых уставов.

7.Сроки ликвидации юрлица: предлагается установить общий срок ликвидации в 12 месяцев без возможности продления. В Декрете сейчас закреплен 9-месячный срок, в течение которого юридическое лицо должно быть ликвидировано, с возможностью его продления на дополнительные 3 месяца.

8. Документы на ликвидацию юрлица:законопроект исключает предоставление в регистрирующий орган выписки из торгового регистра в отношении иностранной компании для начала процедуры ликвидации юрлица. Сейчас Декрет устанавливает ее обязательное предоставление регистрирующему органу.

Важно

Рассматриваемый законопроект находится на рассмотрении в Палате представителей и пока не принят. В случае принятия закона юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны будут в течение 1 года со дня вступления его в силу подать уведомление в свой регистрирующий орган об адресе электронной почты, а юридически лица (за исключением ОАО) также предоставить сведения о бенефициарных владельцах для внесения соответствующей информации в ЕГР.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все