Практически весь 2017 год в кругах людей, близких к ИТ, прошел под эгидой ожидания Декрета №8. Президент Беларуси Александр Лукашенко в апрельском Послании белорусскому народу и Национальному собранию поставил задачу к концу года подготовить проект нового декрета о работе ПВТ. В декабре документ был рассмотрен и подписан. И вот сегодня, 28 марта, он вступает в силу. Чего от него ожидать и какие требования должны учитывать резиденты Парка высоких технологий?
Бонусы для ПВТ
Декрет продлевает срок действия специального правового режима Парка высоких технологий до 1 января 2049 г. с учетом целого ряда новаций.
1. Расширение перечня видов деятельности резидентов Парка – до 36.
Предусматривается комплекс норм, в том числе налогового характера, направленных на развитие продуктовой модели в стране.
2. Внедрение в правовую практику дополнительных инструментов для совершения инвестиционных сделок.
В правовую практику резидентов ПВТ смогут войти ставшие уже международным стандартом инструменты совершения инвестиционных сделок. Это договор конвертируемого займа, опцион, соглашение о возмещении потерь, а также новый для международного сообщества способ совершения сделок – смарт-контракт.
3. Упрощение процедур осуществление внешнеторговой деятельности.
Имеется в виду найм резидентами Парка иностранных специалистов, развитие ИТ-образования в ПВТ.
Законодательство уже обновляется
Как отмечается в сообщении пресс-службы Совета Министров, в Декрете «решаются многие вопросы, обусловленные более чем 10-летней практикой применения законодательства о Парке высоких технологий».
«Уже само принятие Декрета обусловило рекордный рост желающих вступить в Парк высоких технологий, – отмечается в сообщении. – Так, всего лишь за первый квартал текущего года число компаний-резидентов Парка увеличилось на четверть. Сфера их технологической компетенции – это, в первую очередь, искусственный интеллект, машинное обучение, Интернет вещей, технологии дополненной реальности».
В числе нововведений Декрета №8 также и кардинально новые как для нашей страны, так и для большинства иностранных государств правоотношения по использованию перспективных технологий блокчейн и цифровых знаков (токенов).
В развитие Декрета № 8 для целей проведения банками операции с цифровыми знаками (токенами) приняты изменения в Инструкцию Национального банка о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения.
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 6 марта 2018 года №16 утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)».
Акцент на легальность и финансовую устойчивость
Деятельность с использованием криптовалют и иных токенов должна осуществляться на условиях выполнения рекомендаций FATF (FATF – The Financial Action Task Force – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. – Ред.) в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
В целях соблюдения законодательства при осуществлении видов деятельности, предусматривающих использование криптовалют и иных токенов, в бизнес-проектах заявителей должны быть предусмотрены исчерпывающие меры, направленные на решение следующего комплекса вопросов:
- обеспечение выполнения международных обязательств Беларуси в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансирования терроризма, выполнение рекомендаций FATF (в том числе порядок идентификации клиентов и т.п.);
- достаточные гарантии финансовой устойчивости организаций-резидентов ПВТ, осуществляющих соответствующие виды деятельности, меры и порядок финансового покрытия возможных рисков, возмещения потенциального ущерба, иные меры по защите прав и законных интересов клиентов – физических и юридических лиц;
- меры по обеспечению технологической безопасности – защита от кибератак, иного несанкционированного воздействия, аудит используемых информационных систем, возможность предоставлять отчетность о совершаемых операциях на систематической основе и иное;
- организационно-технические, кадровые и правовые меры в целях надлежащей организации всех управленческих и бизнес-процессов в рамках соответствующего вида деятельности в соответствии с законодательством и лучшими примерами международной практики;
- иные объективно необходимые меры с учетом специфики соответствующего вида деятельности.
Министерству цифровой экономики быть?
Министерство цифровой экономики может быть создано в Беларуси уже в 2018 году. Об этом заявил председатель Совета по развитию предпринимательства, руководитель Аппарата Совета Министров Александр Турчин, передает БЕЛТА.
«Создан совет по цифровой экономике, который возглавляет премьер-министр. Мы уже обсуждали этот вопрос на этом совете. Где-то через две недели мы в расширенном составе проведем заседание совета, и ключевой темой будет создание министерства цифровой экономики», – сообщил Александр Турчин.
Говоря о сроках создания нового ведомства, он отметил: «Мы ставим себе задачу – этот год, причем не конец, а более быстрыми темпами к этому двигаться».