
Директор по развитию Ulej.by Эдуард Бабарико на форуме «Новая реальность: вызовы для Беларуси».
В апреле 2015 года в Беларуси появилась краудфандинговая площадка «Улей». Каковы результаты ее работы за эти 16 месяцев, Myfin.by рассказал директор по развитию Эдуард Бабарико.
– На данный момент через «Улей» успешно профинансировано свыше 60 проектов, – пояснил он. – Более 5,5 тысячи людей отдали на них 150 тысяч долларов. Причем на конец апреля сумма была 80 тысяч, то есть за 4 месяца она удвоилась.
По словам Эдуарда, сейчас на площадке представлено 15 проектных категорий. Лидирует литература.
– Уже 15 книг издали молодые писатели. Но кроме того, создаются, например, и объекты городской инфраструктуры. Есть первый спектакль, короткометражный фильм, спортивные соревнования, профинансированные через краудфандинг, – перечисляет директор по развитию.
Во время работы форума. Кофе-пауза.
Тем не менее, крупных проектов пока нет, признается он. Самый «дорогой» был в пределах 10 тысяч долларов.
– Это издание провокационных мемуаров Петра Марцева с Сашей Романовой, – уточнил Бабарико. – И все же мы говорим о том, что до 50 тысяч можно собирать на проект. Но нужен продукт, нужно что-то, что действительно привлечет внимание.
Сейчас наше общество воспринимает краудфандинг как игрушку, но все больше и больше учится им пользоваться, говорит он.
– Безусловно, есть проблема неосведомленности. Большинство людей ничего об этом не слышали. И должно пройти определенное время, чтобы краудфандинг стал чем-то привычным, – считает собеседник.
Во время работы форума. Беджи для СМИ.
По его словам, мировой опыт показывает: развитие нового рынка занимает 2-3 года.
– Если посмотреть на глобальный рынок краудфандинга, то с 2009 года рост был практически плоский, а с 2013 года невероятный всплеск. То же самое происходило с Kickstarter, с российскими площадками, – разъяснил Эдуард.
«Улей» пока охватил «ранних евангелистов» – тех, кто давно знал о краудфандинге и не мог дождаться, когда он придет в Беларусь.
– И мы уже вошли в аудиторию «раннего большинства» – людей, готовых экспериментировать, – говорит директор по развитию. – Они на результат не сильно рассчитывают, а вот попробовать и посмотреть, что получится – почему бы и нет.
Во время работы форума. Кофе-пауза.
До сих пор белорусская площадка была ориентирована исключительно на физических лиц.
– Это накладывало ограничения на тот срез проектов, которые публиковались у нас. Физлицо что может предложить? У него нет базы, ресурсов, компетенций. Как показывает западная практика, основной импульс дает бизнес-сегмент, – сказал Бабарико.
Поэтому в ближайшие месяцы «Улей» собирается подключить к возможности запускать крауд-кампании и юрлиц.
– Нам интересны в первую очередь дизайнеры, которые занимаются производством, – отмечает директор по развитию. – И наибольший интерес есть со стороны дизайнеров одежды, аксессуаров, и возможно, архитекторов, производящих мебель и предметы интерьера.
Во время работы форума. Сессия вопросов и ответов.
Именно с ними площадка сейчас ведет переговоры и ожидает скоро увидеть такие проекты на своем ресурсе.
– Но для этого надо еще определиться. Мы должны верно трактовать процессы, которые будут происходить в «Улье». Если есть юрлицо и продукт, то что это – предзаказ либо договор подряда, – объясняет Эдуард.
Опять же, по его словам, надо получить четкое и однозначное одобрение от МАРТ, минфина, налоговой, что такая форма может существовать и что она легальна.
– Пока этого одобрения мы еще не получили, находимся в процессе. Но думаем приступить к реализации планов в самое ближайшее время, – высказал надежду собеседник.
Во время работы форума. Выставка книг.
Как говорит Бабарико, сейчас в Беларуси есть 3 краудфандинговые площадки – «Улей», «МаеСэнс» и «Талака».
– Здорово, что каждый хочет найти свою нишу. Например, ребята из «Талакi» – видно их неподдельный интерес к социальным проектам. Там даже не обязательно собирать деньги. Нас же скорее интересуют проекты продуктовые, – обозначает различия собеседник.
Все идет к тому, что на конец второго года существования «Улей» привлечет уже 400 тысяч долларов, прогнозирует он.
– Хотя я бы не сказал, что мы разделяем: бизнес – не бизнес, деньги – не деньги. Нам все-таки интересен сам акт творения, когда из ничего рождается что-то. Краудфандинг для этого подходит как нельзя лучше, – подытожил беседу Эдуард.