В минувшие выходные министр по налогам и сборам Сергей Наливайко заявил в эфире белорусского ТВ, что изменения со ставками налогов, в том числе для резидентов ПВТ, вызваны вопросами социальной справедливости. Основатель проектов в AI/ML, инвестор, руководитель Школы управленческого мастерства Вадим Нарейко считает, что такая аргументация со стороны властей открывает возможность отменить и все предыдущие льготы для ПВТ. К чему это приведет и как повышение налогов может выкинуть целый пласт аутсорс-компаний с белорусского рынка, читайте в колонке Вадима Нарейко.
Как можно было обосновать причину повышения налогов в ПВТ «вопросами социальной справедливости, а не возможностью дополнительно изыскать деньги в бюджет»?
Да, сейчас и во всем мире, и в отдельных странах стоят вопросы, связанные и с пандемией, и с экономикой. Да, государствам нужны для этого средства. Эти вопросы они решают по-разному.
Но получается, что с бюджетом страны у нас все в порядке и главный вопрос – это вопрос социальной справедливости?
Честно говоря, мне от этого становится еще страшнее
Для себя повышение налогов я объяснял так – тяжелое для бюджета время, средства надо изыскивать, поэтому пошли на такое непопулярное решение. И эта разница (13% вместо 9%) – не такая большая. В каких-то компаниях она ляжет на сотрудников. И они бы поняли. В других компаниях могут компенсировать из прибыли (хотя она не резиновая).
Но формулировка «социальная справедливость» может быть применена к любым льготам и предыдущим договоренностям. Их также можно отменить.
Для любых компаний важно иметь возможность планировать. Если нельзя полагаться на предыдущие договоренности, то планирование в компаниях будет ситуативное. Долгосрочные планы на локальном рынке будут спущены в унитаз. Бизнес начнет перестраховываться любыми способами.
Что будет, если отменят и другие льготы?
А сейчас немного любимой математики на базе опыта топ-менеджмента. Отмечу, что структура затрат продуктовых компаний совершенно другая.
1. В типичном аутсорсинге в структуре цены доля на оплату труда составляет порядка 50-60%. Можно посмотреть публичные отчеты компаний на рынке.
2. Типичная маржинальность небольшой аутсорсинговой компании, которая продает «руки» – от 10 до 20% (компании, которые продают «опыт» могут зарабатывать и больше, но их меньше на рынке). Опять же, можно посмотреть публичные отчеты, но нужно смотреть, не было ли реинвестирования прибыли.
Можно сделать выше прибыльность даже с учетом инвестирования в рост (такой опыт у меня есть), но тут надо и процессы ставить, и маркетинг с продажами, и над простоем сотрудников работать.
Пусть некий ИТ-специалист в ПВТ получал чистыми на руки 5000 белорусских рублей. Для простоты расчетов (отчисления в пвт, налог на прибыль) не учитывались, так как не изменят картину в целом
Общая выплата на такого человека с учетом налогов была за декабрь:
5000/0,91 + 1300*0,34 + 1300*0,01 = 5950 рублей.
Компания при этом на таком сотруднике «зарабатывала» 976-2361 рубль. С учетом простоев и прочих затрат. Если отменить все льготы ПВТ, то расчет при условии 5000 рублей на руки составит:
5000/0,87*(1,34+0,01) = 7759 рублей.
Разница – 1809 рублей. То есть компаниям останется максимум 552 рубля. Условно, останется прибыль в 5% в лучшем случае. В худшем – убытки. Хороший вопрос, что будет со всеми подобными аутсорс компаниями.
Если же на самом деле нет проблем с бюджетом, то для социальной справедливости можно было бы всем снизить налоги. Или существенно расширить круг индустрий, чтобы не только ИТ-компании были в ПВТ.