Как ранее сообщал Myfin.by, в сентябре номинальная начисленная средняя заработная плата работников (до вычета налогов и взносов) в Беларуси составила 2746,4 BYN, сократившись на 16,3 BYN в сравнении с показателями предыдущего месяца. Стоит отметить, что в августе средняя зарплата в нашей стране также уменьшилась относительно уровня июля – тогда снижение достигало 9,7 BYN.
Почему второй месяц подряд снижается средняя зарплата? Доходы растут, а зарплата нет. В чем причина? Как связана зарплата с внешней торговлей и производительностью труда? На эти вопросы ответил кандидат экономических наук Вячеслав Ярошевич.
В чем причина снижения?
По мнению экономиста, причины разные.
– Где-то были отпуска и отпускные выданы были заранее, например, преподавателям. Да и экономика в целом находится на перепутье. В России пока не произошел макроэкономический разворот, спрос на белорусские товары не изменился и даже сократился, поэтому и наша экономика показывает незначительный рост и нет подвижек в плане заказов.
На зарплату влияют сезонные и циклические факторы, конъюнктура, которая пока не способствует росту по основным экспортным позициям.
– Мы даже не знаем, по каким ценам уходят наши полусырьевые товары – нефтепродукты, калийные удобрения. Оперативная статистика для широкого пользователя закрыта.
Как считает эксперт, к концу года негативные тенденции могут быть переломлены и зарплаты вырастут.
– Урожай убран и он неплохой, сельское хозяйство поспособствует росту зарплат. В других сферах также пойдет активизация, ведь к концу года всегда реализуются инвестиционные проекты и выплачиваются бонусы. То, что к концу года будет зарплата выше, можно не сомневаться.
Зарплата и производительность труда
Согласно данным Международной организации труда (МОТ), в среднем один рабочий час белоруса оценивается в $31,5. Раньше много говорили о связке зарплаты с производительностью труда.
– Зарплата по сути – это отражение производительности труда. Так должно быть в экономической теории. Чем больше производительность, тем выше зарплата. Но у нас социально ориентированная политика. Да, у нас есть проблемы с производительностью труда. Зарплата растет быстрее нее.
Рост доходов
Реальные располагаемые денежные доходы населения Республики Беларусь в январе-августе 2025 г. составили 110% к уровню января-августа 2024 г.
В общем объеме денежных доходов оплата труда занимает 66,5%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению) – 21,9%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 7,3%, доходы от собственности и прочие доходы – 4,3%.
– На рост доходов влияет не только зарплата. Растут пенсии, доходы от приусадебных участков, от сдачи в аренду недвижимости. Может это связано и с курсами валют, ведь многие сделки у нас по-прежнему совершаются в иностранной валюте. Хотя сейчас не совсем понятно, где эти доллары потратить, ведь западные границы прикрыты, а то и вовсе закрываются.
Влияет ли внешняя торговля на зарплату белорусов?
– Влияет и очень сильно, потому что у нас, во-первых, производственная экономика, промышленность играет важную роль. Большинство крупных компаний у нас государственные или с большой долей государства. И то, сколько они продают на рынках России, Китая и других стран, сказывается не только на их доходах, но и на доходах бюджета. А доходы бюджета позволяют повышать зарплату в социальной сфере (здравоохранении, образовании) и повышать пенсии. Чем больше и дороже наши предприятия будут продавать продукцию на внешних рынках, тем будет лучше не только для них, но и для всех нас.
Экономист также заметил, что экономика Беларуси распределительная, есть и перекрестное субсидирование, социальные субсидии.
В лидерах IT и воздушный транспорт
По мнению Вячеслава Ярошевича, высокие зарплаты в данных сферах связаны с тем, что в них работают преимущественно на внешний контур.
– Программисты по-прежнему работают в основном на аутсорсинг. Наши айтишники воспрянули, после 2020-2022 годов они нашли возможность продолжать зарабатывать, многие остались, многие возвращаются. А воздушный транспорт зарабатывает не только на пассажирских перевозках, но и грузовых. Конкуренция там тоже высокая, и зарплаты надо подтягивать хотя бы до регионального уровня, чтобы не терять специалистов.