Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

«К 2025 году мир изменится до неузнаваемости»: динамика и прогноз системного кризиса мировой экономики

«К 2025 году мир изменится до неузнаваемости»: динамика и прогноз системного кризиса мировой экономики
Фото носит иллюстративный характер, источник: freepik.com
Фото носит иллюстративный характер, источник: freepik.com

«Кризис системы, о котором так много говорили на протяжении последних десятилетий, разразился "вдруг" и уже вступает в свои права. Кризис, являясь по своему характеру закономерным, ожидаемым, проявляемым по многим параметрам, показал, что к нему оказались не готовы ни политические деятели и их советники, ни экономисты-исследователи, ни политэкономические аналитики», – уверены авторы этой статьи Председатель Совета Директоров «Дана Холдингс» Вибор Мулич и доктор экономических наук, профессор Ирина Новикова. По мнению экспертов, это обусловлено следующими факторами:

  • Во-первых, нетипичным началом кризиса – с КОВИД-19, а не с рецессии в экономике, как это было всегда.
  • Во-вторых, кризис начался не с Запада, а с Востока – Китая.
  • В-третьих, кризис экономический, начавшийся так нетипично, стал перерастать в кризис цивилизационный.
  • И, в-четвертых, он протекает на фоне борьбы за ресурсы всех видов – и природные, и человеческие.

Анализ статистической информации, который авторы приводят далее в статье, показывает алгоритмы зарождения кризиса. Показаны также его последствия для мирового развития.


Через глобализацию к кризису системы

Начиная с конца ХХ века большинство аналитиков, экономистов, исследователей сходились на том, что «глобальная тенденция возрастания числа, экономической мощи и политического влияния транснациональных сетей всех видов четко обозначится уже к 2015 г. , а к 2025 г. мир изменится до неузнаваемости». И, соответственно, вся мировая экономика и все ее элементы должны постепенно «менять свой организационный и культурный код, приобретая пластичные, текучие, динамичные формы и сетевую логику поведения» [1].

В данном случае в основе изменения «организационного и культурного кода» имелся в виду рост количества и влияния транснациональных корпораций, которые изменят мир, как предполагали аналитики того периода, и необходимость всем государствам встраиваться в эту систему. А появление цифровой экономики будет формировать сетевую логику развития мировой экономики и создавать возможности для управления ею.

Иначе говоря, глобализация мировой экономики, запущенная с конца ХIХ века через рст торговых потоков, прямых иностранных инвестиций и миграции рабочей силы, во второй половине ХХ века стала представлять собой процесс втягивания мирового хозяйства, понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок, формируя сети именно путем транснационализации [2].

Не подвергалось сомнению, что глобализация должна идти через транснационализацию. И этот, казалось бы, объективный процесс был превращен в политику одного государства – США – в последней четверти ХХ века.

Но… процесс глобализации как явление, которое ведет к объединению всего мирового хозяйства и формированию геоэкономики как единой мировой сетевой экономики, может идти и другим путем – через регионализацию[3]. И, как показал последний Дохийский раунд переговоров стран – членов ВТО, начавшийся в 2001 году и не завершенный по сей день, движение к единству через регионализацию в ХХI веке становится более предпочтительным.


Председатель Совета Директоров «Дана Холдингс» Вибор Мулич (Сербия)

Почему? Потому что движение только через транснационализацию, т.е. формирование филиалов транснациональных компаний по всему миру через финансовую глобализацию, или, как ее иногда называют, финансиализацию, предполагает:

  • во–первых, накачку мировой экономики «финансовыми пузырями» с помощью различного рода деривативов, что ярко показал мировой финансовый кризис 2008 года;
  • во–вторых, одного лидера – США, который является идеологом глобализации послевоенного периода, обеспечивающим и поддерживающим организационно и финансово данный процесс, но который, по сути, теряет свое экономическое и политическое преимущество в ХХI веке.
В современных условиях кризис глобализации не отрицается уже ни его апологетами, ни его противниками. Речь идет о его направлениях, последствиях и путях выхода из него.

По своему характеру глобализация мировой экономики, как отмечалось выше, носит рыночный характер, что также накладывает кризисный отпечаток на глобализацию. И обусловлено это следующим.

Истоки кризиса рыночной глобализации

Уже в 30–е годы ХХ века Великая депрессия показала несостоятельность рынка и рыночных отношений, ибо капитализм перестал быть саморегулирующейся системой. Но выход из сложившегося положения был найден в системе кейнсианского государственного регулирования. Следует отметить, что тогда экономики были закрытыми – экспортно–импортные операции не имели решающего влияния на ВВП.

Таким образом, стимулирование внутреннего спроса государством с помощью кейнсианских инструментов позволило США и другим странам, последовавшим этим рецептам, его преодолеть. Но это уже был первый звонок наступающего кризиса системы.


Источник: somanyhorses.ru

Из Второй мировой войны США вышли с окрепшей экономикой, требовавшей новых рынков. Производство продолжало расти, экономика двигалась к эре массового потребления, а рынков катастрофически не хватало. Необходимо было развивать международную торговлю. И здесь возникает вопрос о валюте международных расчетов.

Еще в конце 30–х годов страны пытались заменить золотой стандарт, который предполагал денежную систему со свободным разменом бумажных денег на золото, отмененный еще в 1914 году, на золото–слитковый или золото–девизный стандарт.

Последний предполагал размен крупных денежных (бумажных) сумм на золото. А их конвертируемость в валюты друг друга осуществлялась по устанавливаемому денежными властями валютному курсу. Но система была слишком громоздкой.

К окончанию Второй мировой войны, как отмечалось выше, США вышли с достаточно сильной экономикой. Первая тенденция к снижению доли ВВП в мировом ВВП впервые стала проявляться с 1950 года.

Если посмотреть динамику ВВП за последние 200 лет, то мы увидим, что доля Европы в мировом ВВП имела тенденцию к росту с 1820 до 1900 года – с 27% до почти 40%[4]. США в 1820 году имели 2% мирового продукта, а максимума в размере 50% достигли в 1950 году. После чего доля США, имея тенденцию к сокращению, достигла 19% в 2010 году. Китай в 1820 году имел 33% (!) мировой экономики. Имея тенденцию к падению на протяжении ХIХ и ХХ веков, Китай достиг 2% в конце 1970–х. Латинская Америка имела долю ВВП в 1820 году в размере 16%. Затем она «падала» на протяжении XIX–XX веков вплоть до минимума в 1980 году в размере 3% и затем достигла 10% в 2010 году. Таким образом, мы видим динамику мировой экономики очень впечатляющей. Особенно по Китаю, который, считалось, всегда был более чем бедной экономикой, что, как показывают статистические данные, далеко не так.

Доктор экономических наук, профессор Ирина Новикова (Беларусь)

Следует отметить, что самые высокие темпы роста американская экономика имела во время Второй мировой войны: 1941 (17,7%), 1942 (18,9%), 1943 (17,0%), 1944 (7,9%), 1945 (–1%) [5]. Но особенно впечатляющие темпы были по росту ВВП на душу населения в этот период: 17,7% (1941), 18,9% (1942), 17,0% (1943), 7,9% (1944).

Закончилась война – закончились и темпы роста ВВП: в 1945 году они составили –1% [6]

По окончании войны США сосредоточили:

  • 75% запасов мирового золота,
  • 60% промышленной продукции,
  • 1/3 экспорта мировой рыночной экономики.

В начале 1950–х годов золотой запас США достиг рекордной отметки – около 22000 тонн. После этого стягивание золота в США приостановилось, а с конца 1950–х стал нарастать обратный процесс. Страны, восстановившие после войны промышленность, восстановив свои хозяйства, становились богаче [7]. Но все это было потом…

В 1944 году в США состоялась Международная конференция, на которой делегацией США была предложена система денежных расчетов и организации международной торговли, получившая название – по названию города, в котором она состоялась, – Бреттон–Вудской. Эта система еще в годы войны заложила основы глобализации, которая начиналась с конца ХIХ века: были созданы поддерживающие ее институты МВФ, Мировой банк, ГАТТ (с 1995 года – ВТО), которые вместе с планом Маршалла сформировали международную валютную систему как доллароцентричную.


Делегаты конференции от СССР, Великобритании и Югославии. Источник: roscongress.org

Главное, что было предложено на конференции, – использовать в качестве расчетной единицы в международной торговле доллар как валюту, достаточно хорошо обеспеченную золотым запасом. Размен на золото гарантировался системой ФРС и правительством США.

Таким образом, национальная валюта впервые в истории становится международной.

А ГАТТ как генеральное соглашение становится генеральным для «поддержки» свободы торговли. Именно данное соглашение начинает «взламывать» экономические границы стран [8] . А если платежный баланс этих стран складывается не совсем благоприятно, другая организация – МВФ, предоставляет кредит, который впоследствии может быть рефинансирован и т. д. И таким образом, развивающиеся страны, как правило, попадали в экономическую зависимость от данных международных организаций. США также установили институциональную гегемонию в международном экономическом и финансовом секторе, манипулируя взвешенными системами голосования, правилами и соглашениями международных организаций и их национальными торговыми законами и правилами.

Условия, навязанные США через их контроль над международными экономическими организациями, включают либерализацию рынка, приватизацию государственных предприятий, отмену субсидий и торговой защиты, отмену контроля за движением капитала, дерегулирование рынков труда и снижение налогообложения. Эти условия часто могут иметь разрушительные последствия для экономик слаборазвитых стран.

Используя статус доллара как основной международной резервной валюты, США в основном собирали «сеньораж» со всего мира; а, осуществляя свой контроль над международными организациями, они вынуждают другие страны поддерживать свою политическую и экономическую стратегию.

Сеньораж – это доход, который государство получает от производства денег (эмиссии). Под этим понимают разницу между затратами на производство денежной единицы и ее реальным номиналом. Бывает как положительным, так и отрицательным.

Став самой могущественной страной в мире после двух мировых войн и холодной войны, Соединенные Штаты вмешивались во внутренние дела других стран, добиваясь, поддерживая и злоупотребляя гегемонией, продвигая подрывную деятельность и проникновение в экономики других стран, а также поощряя ведение войн. Примером являются военные интервенции в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии и др.

Во второй половине ХХ века складывается система правил, получившая название «вашингтонский консенсус», которые традиционно применяются международными экономическими организациями для «улучшения экономики» стран, оказывавшихся в зависимости – сначала экономической, а затем уже и политической.

Откуда появились эти правила и кем были разработаны? В 1989 году Дж. Уильямсон, экономист британского происхождения, ввел термин «вашингтонский консенсус» для описания политических реформ, которые МВФ, Мировой банк и... Министерство финансов США стали вводить для стран с формирующимся рынком. Первый эксперимент был осуществлен в странах Латинской Америки. Потом набор данных правил широко использовался в Азии, в России (при президенте Ельцине), в Украине и в других странах бывшего СССР.

Данный набор правил (всего 10) сводился к устранению государства из экономической системы, и роль его низводилась до защиты прав собственности («ночной сторож»), содержания полиции, армии и медицины. Последняя, в свою очередь, могла быть подвержена регулированию со стороны Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

10 правил «Вашингтонского консенсуса»:

  • поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета);
  • приоритетность здравоохранения, образования и инфраструктуры среди государственных расходов;
  • снижение предельных ставок налогов;
  • либерализация финансовых рынков для поддержания реальной ставки по кредитам на невысоком, но все же положительном уровне;
  • свободный обменный курс национальной валюты;
  • либерализация внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин);
  • снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций;
  • приватизация;
  • дерегулирование экономики;
  • защита прав собственности.

Предложенная «вашингтонским консенсусом» система была моделью становления рыночной системы в Средних веках в Западной Европе [9]. Однако совершенного рынка не было уже к концу ХIХ века.

И вот именно те сети ТНК, о которых говорилось выше, ломая границы, начинают опутывать всю мировую экономику (рисунок 1). Идет тесное переплетение национальных экономик, создание единой мировой сетевой рыночной экономики (геоэкономики) и ее инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков [10].

Таким образом, государство как независимый национальный институт прекращает свое существование. Все решают ТНК, втянувшие национальные экономики в свои сети.


Рисунок 1. Карта сети 100 крупнейших транснациональных корпораций и их зарубежных филиалов (2010)

К началу ХХI века сформировались центры–узлы этих сетей – США, Западная Европа и Япония (рисунок 2).


Рисунок 2. Центры транснациональных корпораций по критерию прибыльности (по группам)

К 20–м годам ХХI века по замыслу данного консенсуса государства должны были прекратить свое существование как субъекты мировой экономики. Главными действующими лицами в мировой экономике становятся ТНК, а в связи с этим появляется новый институт – частные военные компании (ЧВК) для защиты крупных транснациональных компаний, добывающих ресурсы в регионах нестабильности на различных континентах.

Вот почему, как указывалось выше, аналитики прогнозировали, что «к 2025 г. мир изменится до неузнаваемости». Это уже планировалось и было просчитано!

На 83–й встрече Бильдербергского клуба в Вашингтоне 2–5 июня 2022 года по поводу установления контроля ТНК над государством Г. Киссинджер указал всем тем, кто устраивал ограничения КОВИД–19, на плохую подготовку. Он сказал, что они плохо подготовились, им надо учиться у Китая. Это во–первых. А во–вторых, было констатировано, что специальная военная операция России существенно отодвигает одну из целей установления нового мирового порядка – установление контроля корпораций над государствами.

Более того, экономическая мощь США снижается. Как указывалось выше, динамика долей ВВП в различных регионах мира на протяжении 200 лет была неоднозначной. Во второй половине ХХ века движение филиалов компаний США по всем странам, казалось, должно было бы вести к росту доли ВВП США. Но ситуация начинает меняться с экспансивным входом Китая в мировую экономику в 1980 году.

Как это повлияло на мировую экономику?

Промышленность США стала перемещаться в Китай, где почасовая заработная плата в разы, а то и в десятки раз была ниже.

Например, в начале 2000–х годов час работы на конвейере фирмы «Дженерал Моторс» стоил 74 долл. А в Китае – менее 1 долл. Таким образом, промышленность «уходила» за рубеж. И к 2015 году, по данным МВФ, сложилась следующая ситуация по ВВП США – он сравнялся с ВВП Китая (по паритету покупательной способности). И если в конце ХХ века ВВП Китая составлял только 25% ВВП США, в 2015 году сравнялся, то ожидается, что к 2025 году ВВП США составит только 25% от ВВП Китая (рисунок 3). Вот и источник противоречий между США и Китаем.


Рисунок 3. Доля ВВП с учетом паритета покупательной способности в США и Китае за период 1980–2022.
ВВП (по ППС) в процентах от мирового ВВП. Источник: МВФ

По статистическим прогнозным данным американских экономистов–аналитиков, доля США в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП) с поправкой на паритет покупательной способности (ППС) с 2017 по 2027 год [11] имеет тенденцию к сокращению с 15,96% в 2017 году до 15,78% в 2022 году (рисунок 4).


Рисунок 4. Доля США в мировом ВВП (фактические и прогнозные данные)
Источник: statista.com

Прогнозные показатели за период 2023–2027 гг. имеют также тенденцию к сокращению с 15,59% в 2023 году до 14,6% в 2027 году. [12].

Динамика ВВП в текущих ценах более утешительна. Но перспектив не видно…(рисунок 5)


Рисунок 5. Темпы роста ВВП в текущих ценах за период 1990–2022 годы
Источник: macrotrends.net.

А как указывалось выше, самые высокие темпы роста американской экономики были в годы Второй мировой войны и достаточно высокие – в годы войны в Корее в 1950–1953 гг., примерно 8%. Война в Корее позволила увеличить объем промышленности, работающей на военные нужды, занятость населения. В промышленность США было инвестировано до 30 млрд долл., т. е. больше, чем за всю Вторую мировую войну.

Таким образом, выход для американской экономики лежит только в плоскости роста военно–промышленного комплекса США в современных условиях. Только благодаря ему США могут нарастить динамику темпов экономического роста.

Государственный долг по отношению к ВВП увеличился с 55,1% в 2001 году до 122,9% в 2022 году. По прогнозным данным, его доля будет увеличиваться до 2027 года и составит 134,1%.

Экономики США и стран Запада не выдерживают соперничества с новыми динамичными экономиками. Поэтому, чтобы сохранить свое влияние в мире, уровень жизни, привлекательность для высококвалифицированной рабочей силы для эмиграции в страну, они начинают все больше жить в долг. Безусловно, такая политика является более легкой по сравнению с промышленной, требующей создавать и развивать свою промышленность. Это с одной стороны. С другой – надо найти повод для изматывания быстрорастущих экономик. И опять–таки таким фактором может быть война.

Но если промышленность уходит, что обеспечивает доллар, который стал международной валютой? А раз он стал такой валютой, то государство будет получать доход от эмиссии денег как эмитент и присваивать его на правах собственности. Но возникает вопрос об обеспеченности данной валюты. Ведь по Бреттон–Вудской системе вроде бы договорились о конвертации доллара в золото на цене 35 долларов за тройскую унцию. Но…

К 1960–м годам избыток долларов США, вызванный иностранной помощью, военными расходами и иностранными инвестициями, угрожал сложившейся системе, поскольку у Соединенных Штатов не было достаточно золота, чтобы покрыть объем долларов в мировом обращении по курсу 35 долларов за унцию; в результате доллар был переоценен. В 1965 году президент Франции де Голль решил конвертировать долларовые резервы Парижа в золото и отправил за ним через Атлантику французский военный флот. Его примеру пытались следовать и другие страны, включая Японию, Германию и Канаду. В августе 1971 года президент США Никсон провозгласил «новую экономическую политику» и определил тройную задачу для ее имплементации: «Мы должны создавать больше и лучшие рабочие места; мы должны остановить рост стоимости жизни; мы должны защитить доллар от нападок международных финансовых спекулянтов». Для достижения первых двух целей он предложил снизить налоги и заморозить на 90 дней цены и заработную плату; для достижения третьей Никсон распорядился приостановить конвертируемость доллара в золото. Через пятнадцать месяцев, в феврале 1973 г., спекулятивное давление на рынке привело к дальнейшей девальвации доллара и другому набору валютных паритетов. Несколько недель спустя доллар снова подвергся сильному давлению на финансовых рынках, однако на этот раз не было попыток укрепить Бреттон–Вудс. В марте 1973 г. «Большая десятка» одобрила договоренность, в соответствии с которой шесть членов Европейского сообщества связали свои валюты вместе и совместно произвели плавающий курс по отношению к доллару США[13].

Требование к постоянному росту в современных условиях актуализировалось тем фактом, что для стимулирования экономического роста использовались различные финансовые инструменты: в 2000–х – ипотечное кредитование, сегодня – наращивание корпоративных долгов. И это при том, что темпы роста производительности труда драматически снижались в последние десятилетия [14].

Почему финансовые инструменты?

Потому что в мире происходит замедление производительности труда, которая и должна была бы обеспечивать экономический рост. В среднем за период 2011–2019 гг. экономический рост составлял 2,5%. При этом в США – 1,4%, в странах ЕС (28) – 1,06 [15]. В то время как расходы на социальное обеспечение в США увеличились с почти 540 млрд долл. в 2007 году до 1093 млрд долл. в 2019 году. За период 2012–2022 гг. динамика среднегодовых значений производительности труда в США имела следующий вид (рисунок 6)


Рисунок 6. Динамика среднегодовых значений производительности труда в США за период 2012–2022 гг.
Источник: data.bls.gov

Как свидетельствуют приведенные данные, замедляющаяся производительность с 2012 по 2016 годы имела всплеск в 2020 году и вошла в резкое пике за последние два года.

А что с благосостоянием? В частности, с расходами на социальное обеспечение? Расходы на социальное обеспечение увеличились почти в два раза при производительности почти за тот же период (2011–2019 годы) – только в 1,4 раза. Соответственно, благосостояние могло расти только за счет увеличения внутреннего государственного долга.

Расходы на социальное обеспечение резко возросли в конце 2000–х годов в связи с Великой рецессией, когда Medicaid (здравоохранение) выросла с 326 млрд долларов в 2007 году до 397 млрд долларов в 2010 году, а другие виды социального обеспечения (денежные средства, питание, безработица, жилье) с 339 млрд долларов в 2007 году до 677 миллиардов долларов в 2010 году. Но расходы на Medicaid неуклонно увеличивались в ответ на расширение Закона о доступном медицинском обслуживании. В 2019 году расходы на эту систему составили 634 миллиарда долларов, а на другие виды социального обеспечения – 459 миллиардов долларов.

В Соединенных Штатах самые высокие расходы на здравоохранение в процентах от ВВП – почти 17%. Для сравнения: на здоровье в Австралии уходит около 9%, а в Германии – около 11% национального ВВП [16]. Экономика повышала свое благосостояние за счет наращивания госдолга. В том числе за счет использования ресурсов других стран, которые находятся в зависимости от ТНК. Вот почему Д. Стросс–Кан, бывший руководитель МВФ, который одним из первых предложил создать мировую валюту, отличную от доллара, отмечал, что «глобализация – это война».

Государственный долг США – «ахиллесова пята»

Что сегодня с госдолгом США и как это повлияет на мировую экономику? Экономика США имеет прямую корреляцию с ростом мировой экономики. Она может расти только за счет расширения рынков. Для расширения экономики США нужны свободные рынки, в том числе и ресурсные рынки, и конкурентоспособная продукция. Еще в 1993 году на конференции азиатско–тихоокеанских наций бывший президент США Б. Клинтон совершенно четко сформулировал «политику превентивного вмешательства», заметив, что США не контролируют весь мир, а «стараются сделать мир лучше для своего экономического процветания». Таким образом, любое государство, которое занято своим государственным строительством, не может обойтись без «политики превентивного вмешательства», оно «нуждается» в ней. И за счет этого можно расширять свои рынки, получая ресурсы подчиненных территорий, не говоря уже об экономическом и политическом влиянии.

США также пользуются своей экономической мощью, заставляя другие страны покупать их собственные товары и услуги и вводить их валюту, а также контролируя важные рынки, такие как нефтяные и сырьевые, что позволяет им еще больше расширять свою экономическую мощь.

В результате эта политика истощает другие страны в финансовом отношении, эксплуатируя их ресурсы, рабочую силу и прибегая к недобросовестной торговой практике, такой как введение тарифов, квот и субсидирование своих корпоративных отраслей. Но даже такого рода грабительская политика не спасла США от роста государственного долга.

Государственный долг – это накопленный за ряд лет дефицит государственного бюджета. Это ситуация, когда расходы государственного бюджета из года в год являются дефицитными. Например, как в США. Здесь госбюджет финансировал ряд медицинских программ, включая Obamacare (2010), не имея достаточного роста производительности труда в целом в экономике.

Источником финансирования государственных расходов, а соответственно, и долгов могут быть либо рост налогов (T), либо расширение денежной базы (∆МB), либо выпуск ценных бумаг (∆B), которые будут покупать как свои, так и зарубежные хозяйствующие субъекты, включая страны. Таким образом, государственные расходы G можно обеспечить:

G = T + ∆МB + ∆B

Чтобы развиваться, нужны сбережения как частные, так и государственные. Они лежат в основе инвестиционных расходов. Частные сбережения растут в соответствии с ростом доходов и заработных плат. В США доля сбережений за последние годы имеет следующий вид (рисунок 7).


Рисунок 7. Уровень сбережений домохозяйств США за период 2010–2016 гг.
Источник: statista.com

Как свидетельствуют статистические данные, сбережения после 2012 года имеют склонность падать. За период с октября 2020 по октябрь 2022 сбережения упали с 35% в первом квартале 2021 до отрицательных значений в 2022 году [17]. В январе 2023 года США достигли потолка госдолга и встали перед угрозой дефолта и перспективой нарастающей рецессии.

Министр финансов США Дж. Йеллен заявила в интервью Axios: «Конечно, это заставляет меня нервничать. Это было бы разрушительно. Это катастрофа. Расходы должны были бы сократиться, чтобы соответствовать налоговым поступлениям» [18]. То есть, как указывалось выше, расходы за длительный период были более значительны (мягко говоря), чем налоговые поступления. И госдолг рос. Дефолт отложили благодаря приостановке отчислений в пенсионные и социальные фонды, что позволит стране продержаться до лета. Но только до июня 2023 года.

Если страны в своих расчетах перейдут на национальные валюты, еще больше сократится денежная база (МВ) для финансирования государственного долга. Вот почему необходимо поднять потолок госдолга, чего требовал у Конгресса президент США. Дефицитное финансирование и наращивание государственного долга будет разогревать рост американской экономики. При этом разогрев экономики может идти не за счет наращивания промышленности, ибо она драматически сократилась, ее доля снизилась с 22,45% в 2000 году до 17,88% в 2021 году. Доля сельского хозяйства снизилась с 1,15% в 2000 году до 0,96% в 2021 году. Но что же тогда увеличилось? А увеличились услуги – с 72,82% в 2000 году до 77,6% в 2021 году [19].


Рисунок 8. Структура ВВП США в 2021 годe [20]

И если промышленность в структуре ВВП имеет столь незначительную долю, по–видимому, будет «разогреваться» сфера услуг, в которой значительную долю занимает финансовый сектор. Опять финансиализация… Либо, как отмечалось выше, через стимулирование, «разогрев» военно–промышленного комплекса, который составляет существенную часть доли промышленности в ВВП.

Государственный долг в 2022 году достиг 30,928 трлн. долл. И увеличился в 10 раз по сравнению с 1990 годом (3,233 трлл долл.)[21] , составляя более 85 тыс. долл. на душу населения.

Как, когда и вообще возможно ли погашение государственного долга США?

Существует теоретический подход к возможности удвоения ВВП страны, т. н. «правило 70». Если 70 разделить на темпы роста экономики, то получаем количество лет для удвоения ВВП. В нашем случае США также нуждаются как минимум в удвоении.

Возьмем максимальный темп роста за последний период 5,9% (2021). Следовательно, им понадобится примерно 12 лет. Если возьмем минимальный (отрицательный брать не будем) – 2,1%(2022), то получаем 33 года. И это при том, что государственный долг наращиваться не будет, что, как показывает прогноз, приведенный статистическими органами США, нереалистично. Ибо он по прогнозам, как указывалось выше, увеличится к 2027 году до 134,1%.

Таким образом, выход у США и стран, тесным образом связанных с ними экономическими и политическими узами, либо наращивание темпов роста военно–промышленного комплекса как важного элемента структуры ВВП – доля промышленности, либо рост доли сферы услуг за счет увеличения финансиализации мировой экономики.

В последнем случае возникает большая проблема: кто будет заемщиком и актором новых деривативов? В этом случае война и мировой хаос – есть единственный выход из данной ситуации. А соответственно, кредиты и лендлизы для воюющих стран становятся выгодными для кредиторов.

Источники:

  • [1] NIC. Global Trends 2015: A Dialogue About the Future with Nongovernment Experts. National Intelligence Council. USA, 2000; NIC. Global Trends 2025: A Transformed World. National Intelligence Council. USA, 2006.
  • [2] Новикова И.В. Системный кризис мировой экономики или кризис системы? // Мир перемен. 2020. №2
  • [3] Новикова И.В., Тимофеева Ю.А., Макуров Л.Г. Кросс–кластерное взаимодействие в высокотехнологичной сфере. В кн.: Промышленные кластеры: теория и реальность: монография. – Брянск: БГТУ, 2020, С.91.
  • [4] По данным работ Ангуса Мэдиссона. А также данных ОЭСР и МВФ (после 1980)
  • [5] countryeconomy.com
  • [6] Там же
  • [7] https://zolotodb.ru/article/12193#:
  • [8] В 1983 году профессор Гарвардского университета T.Levitt писал по этому поводу: «Компании должны научиться так оперировать, как если бы мир был одним большим рынком – без региональных и национальных различий» // Гарвард бизнес ревью. 1983. №3
  • [9] Новикова И.В. Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия. Мн. 2009. С.25.
  • [10] Новикова И.В. Системный кризис мировой экономики или кризис системы? // Мир перемен. 2020. №2.
  • [11] statista.com
  • [12] statista.com
  • [13] history.state.gov
  • [14] Новикова И.В. Системный кризис мировой экономики или кризис системы // Мир перемен. 2020. №2
  • [15] Viewed on 20 April 2020 Source: OECD
  • [16] statista.com
  • [17] statista.com
  • [18] rbc.ru/
  • [19] statista.com
  • [20] Отклонение от 100% за счет статистической погрешности, в соответствии с американской статистикой
  • [21] statista.com

Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все