
Вестники «грядущего дефолта США» каждый год предвещают, что из-за растущего долга страны может случиться экономический коллапс мирового масштаба, а доллар перестанет быть мировой резервной валютой. Так ли это и есть ли чего опасаться в отношении госдолга США, рассказывает финансовый аналитик Михаил Грачев.
Как все начиналось: госдолг и экономическое лидерство США
До окончания Второй мировой войны Соединенные Штаты Америки являлись одной из крупнейших мировых держав. Но после 1945 года, ввиду практически бескровного выхода из войны, с мощнейшей промышленностью и с ядерным оружием Штаты превращаются в глобального лидера со статусом сверхдержавы. А кроме промышленного, технологического и военного превосходства, США перенимают у Великобритании место мирового финансового лидера.
Такое положение мирового «госбанка» Штаты заняли после принятия в 1944 году Бреттон-Вудской финансовой системы. В ее основе лежало несколько принципов. И в том числе – фиксированный курс основных валют к доллару США, как основной мировой валюте, и фиксация стоимости унции золота в качестве долларового обеспечения. Подписанты Бреттон-Вудса перемещали свои золотые запасы в США в качестве залога. Там это золото благополучно находится и поныне.
Доллар получает статус мировой валюты
В послевоенный период США устроили все так, что государственный долг номинирован в долларах США, продается за доллары США и обслуживается в долларовой системе. И вот доллар из статуса национальной расчетной единицы США автоматически переходит в статус мировой валюты. Причем не только расчетной единицы – а все расчеты, соответственно, ведутся через американские банки, – но и основного актива сбережения. Все настолько просто, что ни у кого не возникает никаких вопросов и тени сомнения в платежеспособности кредитора.
Это правило железно усвоили Соединенные Штаты и до сегодняшнего дня успешно пользуются им. Но действительно ли это так? На самом деле кажется, что доллару США ничто не угрожает. Штаты по-прежнему крупнейшая экономика мира, и доллар до сих пор занимает лидирующее положение и в мировой торговле, и в мировых валютных резервах. Государственный долг США в августе перешагнул порог в 37,221 триллиона долларов, или 123,29 % ВВП. Это на момент написания статьи, но счетчик продолжает крутиться.
Возможен ли дефолт?
Дефолт? Да, такие моменты возникали, и не однажды. Но всякий раз Конгресс США после внутренних торгов и дебатов идет на повышение потолка госдолга, и все продолжается дальше.
И все-таки может ли быть положен этому конец? С одной стороны, логика подсказывает, что ничего вечного нет. С другой стороны, совершенно очевидно, что в банкротстве США никто не заинтересован. Слишком много во всем мире богатств накоплено и содержится именно в долларах США, чтобы кто-то согласился с тем, чтобы его деньги превратились в тыкву.
Тем более что только четверть всего госдолга США принадлежит иностранным инвесторам в лице государств и прочих финансовых учреждений.
Далее, несмотря на астрономическую сумму долга, Штаты исправно платят по своим обязательствам, а их гособлигации (трежерис) имеют самый высокий инвестиционный статус. Но покупательная и сберегательная способность любого актива (и доллар тут не исключение) основана на одном единственном – на доверии держателей этого актива. С потерей доверия любой актив моментально обесценивается. Примеров тому не счесть.
Таким образом, можно много рассуждать о природе и размере государственного долга США, но до тех пор, пока Штаты занимают лидирующее положение в мировой экономике и мировых финансах, их кредитоспособности ничто не угрожает. Следовательно, и за доллары как платежное средство и резервный актив переживать не стоит. Но помним, что все вечеринки рано или поздно заканчиваются и за это приходится платить. Чем и когда – отдельная тема.
Мнения экспертов банков, инвестиционных и финансовых компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов или валют.