Лакированное кантри
Каждая из трех фабрик, которые довелось увидеть, специализируется на определенном направлении. Головное предприятие – на корпусной мебели в стиле «классика», молодечненский филиал – на мягкой, а вилейский изготавливает мебель из массива четырех направлений («классика», «лофт», «кантри» и «модерн») и покрывает ее в отличие от молодечненской фабрики не водными красками, а лаком.
Экспорту — зеленый коридор
В былые годы в Беларуси оставалось около 50 % молодечненской мебели, сейчас – не более 20%. Причина — цена.
К примеру, столы, зеркала, тумбы, шкафы стоят от 300 рублей до 2,5 тысяч, кресла — от 800 рублей до 2,5 тысяч, шкафы с витриной — до 4 тысяч рублей, комоды — от 1,5 до 4 тысяч, диваны — от 1,2 до 5 тысяч, набор мебели для спальни может потянуть как на 6, так и на 15 тысяч рублей, для гостиной — от 2,8 до 8, не меньше 2 тысяч — для кухни.
Не каждый белорус может позволить себе такие траты.
Причин у такой высокой цены несколько, одна из них кроется в качестве: мебель не из ДСП, а из массива дуба, ольхи и бука, стильная, сложная по геометрии, много предметов в наборах, а вся фурнитура — лучших мировых производителей.
Как говорят знающие люди, мебель определяется «по лицу». Здесь оно, то есть лицевая фурнитура, — итальянское или бельгийское. Внутренняя — тоже от известнейших мировых европейских брендов — на этом не экономят.
На чем не экономят мебельщики
На чем экономят — так это на энергоресурсах. До того, как на предприятии занялись энергосбережением, доля энергетических ресурсов в себестоимости составляла 14%. После того, как была установлена итальянская система, охватывающая весь головной завод, она упала до 4% летом и 5,5 % зимой. Сжигая отходы и занимаясь рекуперацией, предприятие полностью обеспечивает себя паром и горячей водой, и даже зарабатывает, поставляя тепло городу.
Золотой дуб
Основные затраты при производстве корпусной мебели — на сырье: «В 1-м полугодии эта доля затрат достигала 35%. Очень подорожал дуб, — основа нашей мебели. Раньше мы брали его по прямым поставкам из лесхозов, и цена была гораздо ниже», — рассказал Сергей Мороз.
Директор Вилейской мебельной фабрики Николай Пискунов уточнил в цифрах. «31 декабря 2016 года дуб на складах леспромхозов стоил 2 миллиона белорусских рублей (курс был в районе 19600). С 1 января 2017 года его стало возможно купить только на бирже, за 670 рублей — рост почти 400%», – констатировал Николай Пискунов.
Неравные условия
Добавляет головной боли мебельщикам и ужесточившаяся конкуренция. По словам Николая Пискунова, из-за того, что россияне меньше платят налогов и у них дешевле электричество, на нашем рынке стала появляться даже их мебель.
В Европе белорусам мешают развернуться прибалты. И тоже — из-за неравных условий.
«Они везут сырье из Украины по сомнительным схемам. Поэтому цена готовой мебели у них ниже. Но в Евросоюзе ценят порядочность поставщика, им важно происхождение леса и соблюдение условий договора, а поставки сомнительного украинского леса нерегулярны, — нам доверяют все больше», — подчеркнул Сергей Мороз.
Главные конкуренты молодечненских мебельщиков — итальянцы и румыны, которые делают такую же высококачественную мебель из массива.
Прибыль упала, зарплаты — нет
Из-за вышеозначенных проблем упала прибыль предприятия.
Тем не менее, в объединении стараются держать уровень зарплат: сегодня на «Молодечномебель» работает около 800 человек, средняя зарплата около 1000 рублей.
«Она колеблется в зависимости от объема выпускаемой продукции, а в этом году мы выпустили 90% от прошлогоднего, но в целом остается на одном уровне», — рассказал заместитель генерального директора по маркетингу и рекламе Сергей Мороз.
На Вилейском предприятии трудится 212 человек, средняя зарплата 732 рубля. «Для больших городов это не много, а для Вилейки – выше среднего», — рассказал Николай Пискунов.