Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

3 рубля за тонну – символ или реальный рычаг? Что изменит углеродный налог в Беларуси

3 рубля за тонну – символ или реальный рычаг? Что изменит углеродный налог в Беларуси
Изображение носит иллюстративный характер. Источник: Shutterstock
Изображение носит иллюстративный характер. Источник: Shutterstock

Ученые НИЭИ Минэкономики предложили несколько сценариев введения углеродного налога в Беларуси, чтобы стимулировать использование в промышленности низкоуглеродных технологий и формирование рынка углеродных выбросов. Как можно запустить такой механизм, рассказывает журнал «Банковский вестник».

По оценке ученых, уровень ставок налога на выбросы углерода должен быть достаточно высоким. В зарубежных исследованиях говорится, что необходимый переход к низкоуглеродной экономике можно обеспечить при среднемировой ставке налога на выбросы СО2 уровня $50–130/т -экв. Тем временем в России экономически обоснованной для реализации климатических проектов признана плата в размере $30/т СО2 -экв. При этом на добровольном углеродном рынке России цена углеродных единиц составляет 700–1000 росс. руб./т CO2 -экв. ($7–10/т CO2 -экв.).

В Беларуси предлагается рассматривать в качестве ценового ориентира налога на выбросы диоксида углерода плату в размере $10/т СО2, или 35 руб./т, что соответствует цене выбросов парниковых газов в России, ключевом экономическом партнере нашей страны.

Однако, чтобы не замедлить темпы экономического роста и дать время и возможность бизнесу адаптироваться к новым условиям налогообложения, целесообразно на первоначальном этапе налог на выбросы диоксида углерода вводить с более низкими ставками, представляя при этом участникам рынка прозрачный механизм его корректировки в кратко- и среднесрочной перспективе.

Первая ставка

Например, первоначально базовую ставку углеродного налога можно определить в размере 3 руб./т СО2, что соответствует минимальному уровню цены на выбросы парниковых газов, установленному в зарубежных странах. Темпы выхода на целевой размер ставки (35 руб./т СО2) будут зависеть от ряда внешних и внутренних условий. Оптимальный вариант – приблизиться к этому значению за 5 лет. При этом вводить углеродный налог необходимо в увязке с общим уровнем налоговой нагрузки в стране.

Ученые прогнозируют, что включение налога на выбросы диоксида углерода в себестоимость производства продукции приведет к росту цен на промышленную продукцию, а в случае сдерживающего госрегулирования цен – к снижению валовой добавленной стоимости (ВДС) и рентабельности реализации продукции.

Популярные расчетные карты
Сбер Банк
СберКарта
Сбер Банк Белкарт
до 3 %
На остаток
кешбэк до 10%
От суммы покупок
бесплатно
Обслуживание в год
Подробнее
МТБанк
Кактус (BYN)
МТБанк Mastercard
до 3 %
На остаток
кешбэк до 10%
От суммы покупок
бесплатно
Обслуживание в год
Подробнее
Технобанк
GREEN
Технобанк Visa
до 3 %
На остаток
кешбэк до 2%
От суммы покупок
бесплатно
Обслуживание в год
Подробнее

«Вторичные эффекты, вероятно, найдут выражение в снижении спроса на углеродоемкую продукцию, росте издержек и ухудшении финансово-экономических показателей предприятий – потребителей данной продукции. По базовому сценарию, предполагающему установление налога на выбросы СО2 на уровне 3 руб./т, механизм углеродного налогового регулирования не окажет существенного влияния на экономику Беларуси. Прирост цен производителей промышленной продукции составит чуть менее 0,1 п. п., снижение ВВП – 0,08 %», – говорится в статье.

Из наиболее заметных эффектов можно ждать прирост индекса цен (на 0,7 п. п.) и снижение валовой добавленной стоимости (на 1,7 %) в секторе энергетики, что может иметь существенные вторичные эффекты для всей экономике.

Сценарии в отраслях

Целевой сценарий (при ставке налога 35 руб./т СО2) характеризуется значимым влиянием углеродного налогообложения на развитие как отдельных секторов, так и экономики в целом. Индекс цен производителей промышленной продукции может вырасти на 1 п. п., экономический рост (ВВП) – замедлиться на 0,9 п. п.

Наиболее существенное влияние налог на выбросы СО2 окажет на такие секторы, как энергетика (снижение ВДС на 19,9 %, прирост индекса цен на 8,4 п. п.), нефтепереработка (снижение ВДС на 12,9 %), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (снижение ВДС на 10,1 %, прирост индекса цен на 4,5 п. п.) и др.

Негативный сценарий – установление цены на углерод в размере европейского эквивалента (200 руб./т СО2, около $60) – окажет существенное влияние практически на все секторы экономики. На макроэкономическом уровне увеличение индекса цен производителей промышленной продукции составит более 5,7 п. п., снижение ВВП – 5,1 %.

Смягчение шоков

Поэтому для смягчения негативного влияния углеродного налога на экономику предлагается использовать комплекс дополнительных мер. В нем важнейшей мерой может быть применение понижающих коэффициентов к ставке налога на выбросы диоксида углерода в отношении наиболее углеродоемких производств: цемента, стекла, аммиака, азотной кислоты.

Для стимулирования реализации проектов в этих сферах может быть применен налоговый вычет – уменьшение суммы налога на сумму произведенных инвестиций в проекты по сокращению выбросов парниковых газов. Он может быть реализован в рамках как самого углеродного налога, так и стандартного механизма инвестиционного вычета из налога на прибыль. Однако для его практической реализации необходимо конкретизировать перечень инвестиционных проектов, реализация которых даст налогоплательщикам возможность получать эту налоговую льготу.

По мнению ученых, создание полноценного углеродного рынка в стране требует формирования дополнительной нормативной правовой базы и организационной инфраструктуры. При этом субсидирование мер по сокращению выбросов парниковых газов в Беларуси необходимо выстраивать в тесной взаимосвязи с приоритетами госполитики в области низкоуглеродного развития. Источником инвестиционных ресурсов могут стать поступления от уплаты углеродного налога.

Расчеты показывают, что при первоначальной ставке налога 3 руб./т СО2 ежегодные поступления от уплаты углеродного налога могут достигнуть 135,6 млн рублей. В относительном выражении это составляет 0,1 % ВВП, что говорит о незначительном увеличении фискальной нагрузки на предприятия реального сектора экономики. При целевой ставке налога на выбросы СО2 общий объем средств, собираемых в рамках механизма углеродного налогообложения, достигнет 1582 млн руб. в год (0,7 % ВВП).

На какой позитив можно рассчитывать

Установление налога на выбросы диоксида углерода на уровне текущей (необязательной) цены выбросов парниковых газов в Российской Федерации (35 белорусских рублей/т СО2), являющейся ключевым партнером Беларуси, позволит ежегодно сокращать выбросы парниковых газов на 1 %, что накопленным эффектом к 2035 году соответствует снижению их эмиссии на 8 % к уровню 1990 года.

Настройка механизма углеродного ценообразования может повысить уровень ежегодной экономии ТЭР с 1 до 2-3 %, что окажет положительное влияние на конкурентоспособность предприятий.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все