До «дня Х» осталось уже меньше месяца. Myfin.by решил узнать у сограждан, готовы ли они к замене старых денег на новые и появлению монет.
Дмитрий Гридюшко, директор фирмы «Вендингбай»:
– Девять дней назад как раз купил себе кошелек из бордовой кожи. Раньше его у меня не было: хранил купюры в отделении сумки. Теперь с монетами это станет не так удобно, поэтому пришлось потратиться.
Если говорить о бизнесе, то мы, конечно, будем переоборудовать свои кофематы и другие вендинговые машины. Наряду с купюроприемниками появятся щели для монет. Сколько это будет стоить, не скажу, но сумма для нас подъемная. Где-то с первых чисел июля начнем, когда у людей появятся новые деньги.
Антон Болточко, эксперт центра аналитических инициатив объединения «Либеральный клуб»:
– Деноминация исполнит мою маленькую детскую мечту – всегда хотел, чтобы в Беларуси появились монеты. Я решил поэтому провести маленький эксперимент. Найду приятную розовую свинку, куда буду собирать всю оставшуюся за день мелочь до 1 рубля.
А через полгода сравню ценность накопившейся в хрюшке суммы: насколько она уменьшится по сравнению с 1 июля. Это покажет, как долго продлится реализация мечты моего детства.
Ведь все мы с вами понимаем, что при высокой инфляции монеты могут скоро кануть в лету.
Константин Петрашко, директор IT-компании «ConstFlash LTD»:
– Как только узнал о деноминации, о каком плюсе сразу подумал: у людей, которые просят деньги на улице, появится возможность получать больше, потому что с монетами это будет проще.
А вообще, мы выпустили 26 мая на Google Play приложение для мобильных телефонов, которое помогает пересчитать старые деньги на новые. И пошел хороший фидбек. За 5 дней мы вошли в топ-3 Google Play в Беларуси. Приложение уже скачали 15 тысяч человек.
В основном качает молодежь от 25 до 34 лет. Причем 54 процента из всех пользователей на этот момент – мужчины.
Анастасия Гук, владелец кожгалантерейной мастерской «Мануфактура Гук» (Гродно):
– Пока различать новые купюры не училась, но могу сказать, что дизайн у них очень привлекательный.
Мы всегда изготавливали портмоне и кошельки с отделениями для монет, потому что покупают их и россияне, например. Так что специальных изменений в ассортименте не будет. Где-то полгода назад сделали специальные кошельки для монет. Но сказать, что люди вдруг резко их начали сейчас раскупать, нельзя.
Для нас деноминация выразилась в том, что надо вот поменять на сайте расценки – добавить к старым ценам новые.
Павел Панаскин, дизайнер:
– Специально к деноминации не готовился. Но примерно представляю, как это надо будет сделать. Главное в голове у себя четко уложить эту систему, и все наладится.
Думаю, монеты вообще не буду держать в кошельке, а где-то в машине, наверное. Скорее всего, найду какую-то накопительную банку.
Но вообще, мне кажется, все это очень весело. Может быть, люди станут оптимистичнее и поверят, наконец, в крепкий рубль.