В октябре текущего года агентство МАСМИ провело социологическое исследование интернет-покупок потребителей. Было опрошено 150 минчан. Для сравнения взяты исследования 2021 года. Результаты озвучила директор агентства Татьяна Лисицкая.
Практически каждый белорус закупается в 2024 онлайн
По ее словам, о том, что покупали онлайн в 2021 году, заявляло 55%, в 2024 году – уже 96%.
– Можно сказать, что практически каждый делал онлайн покупки в течение года. Покупают несколько раз в месяц 38% опрошенных, но также 38% заявили, что покупают как минимум один или несколько раз в неделю.
Интересно, что продукты питания до сих пор в основном покупают оффлайн.
– Предпочитают прийти в магазин, посмотреть и купить 81%. Сантехнику и бытовую химии тоже покупают в основном оффлайн. Онлайн покупают товары и корм для животных, книги и канцтовары, товары для здорового образа жизни и фитнеса, товары для дома и интерьера.
По сравнению с 2021 годом значительно увеличились продажи товаров для дома с (12% до 68%). Также в топе покупок игры и развлечения, книги, канцтовары, одежда, товары для детей.
Площадки для покупок
Кроме этого, исследовались площадки, через которые покупаются товары.
– Мы видим очень сильное увеличение Wildberries (c 38% до 91%) – рост доли покупок 2,4 раза. Интернет-магазин 21 век – было 17%, стало 57%. Но довольно сильно сократились AliExpress (с 37% до 27%) и La Moda (с 12% до 3%). В 2021–м у La Moda доля онлайн-покупок была даже больше, чем у OZON, у которого доля была 9%, а стала 51%.
Скидки и акции
Вопрос о среднем чеке не задавался, потому что слишком большая разновидность товаров и разбежка по цене.
– Задавали вопрос про скидки. 87% опрошенных заявили, что на них часто или постоянно влияет наличие скидок и акций. Источники информации о скидках и акциях онлайн и оффлайн покупок немного отличаются. Онлайн – реклама в соцсетях, мессенджерах, сайтах и на страницах интернет-магазинов. В принципе эти носители остаются и при выборе покупок в оффлайн, но на первые места выходит реклама в точках продаж и уведомления из приложений магазинов.
Оффлайн не исчезнет
Основной вывод из исследования – в Беларуси быстро растет доля покупок в онлайне.
– Они растут по всем категориям товаров. Видим, что и в дальнейшем этот тренд сохранится. Кто еще не в онлайне, вскоре вынуждены будут туда перейти. Но оффлайн все равно не исчезнет. Некоторые категории товаров продолжат покупать оффлайн.