Согласно статистике, за январь – сентябрь 2022 года в реальный сектор экономики Беларуси иностранные инвесторы вложили $5,3 млрд. За аналогичный период 2021 года объем вложений составил на $1,4 млрд больше ($6,7 млрд). Что означает сокращение инвестиций для Беларуси, рассказал кандидат экономических наук Вячеслав Ярошевич.
Что говорит статистика
Максимальный годовой объем инвестиций за последние 20 лет пришелся на 2011 год – $18,9 млрд, минимальный – на 2002 год ($722 млн).
Если возвращаться к прошлому году, то в течение всего 2021 г. в экономику Беларуси было инвестировано около $8,7 млрд, в том числе на чистой основе – $1,3 млрд.
Основными инвесторами выступили субъекты хозяйствования России (44 %), Украины (13,5 %) и Кипра (12,6 %). За 9 месяцев 2022 года ТОП-3 инвесторов выглядит вот так: Россия (50,4 %), Кипр (17,7 %), Нидерланды (5,2 %).
«Инвестиции продолжат сокращаться»: мнение эксперта
Роста инвестиций в четвертом квартале ждать не стоит: по итогам года валовые показатели и инвестиции на чистой основе сократятся – прогнозирует Вячеслав Ярошевич.
– Прямые иностранные инвестиции на чистой основе – это один из качественных показателей развития Беларуси. Говоря простым языком, такие инвестиции остаются в экономике и «не вывозятся».
Дай бог, чтобы инвестиции на чистой основе за 2022 год не упали ниже $1 млрд. Посмотрите, как выглядит макроэкономика – падение ВВП почти на 5 %, хуже было только в первой половине 1990-х годов. Что касается инвестиций, то вал – это одно, а на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) итого совсем может выйти мизерным.
Эксперт отметил, что этот год проходит под знаком санкций, что, безусловно, повлияло на ситуацию.
– Такого давления, связанного с геополитическим выбором, в нашей новейшей истории не было. Раньше давление было в основном из-за внутренней политики. В имеющихся поступлениях важно смотреть, сколько реинвестированных доходов, а сколько – новых проектов так называемого «зеленого поля» (англ. Greenfield). Их практически нет, в основном либо уже в разработке, либо давно согласованные.
В пример эксперт привел строительство мегакварталов в Минске – «Минск-Мир», «Северный берег», завершение работ на втором блоке Белорусской АЭС.
«Дело не в количестве, а в качестве инвестиций»
Если вспомнить начало прошлого десятилетия, то тогда полным ходом шла модернизация целых отраслей промышленности, бурно развивалось жилищное строительство, как грибы после дождя появлялись торгово-развлекательные и деловые центры.
– Но дело не в количестве, а в качестве инвестиций. Валовые инвестиции, конечно, важны, особенно для выполнения плана, но еще важнее, куда они поступят. Хорошо, если это будут стабильные потоки в реальный сектор экономики, прежде всего в промышленность в кооперации с теми же российскими предприятиями. А они пока в наихудшем положении за последнее десятилетие.
По словам экономиста, тот же российский КаМАЗ когда-то «думал, что может стать "Мерседесом"», а в итоге просто вынужден тесно сотрудничать с белорусским МАЗом.
– Белорусы же не надеялись на «российский Мерседес», а без лишней шумихи развивали партнерство с китайскими предприятиями. Создан ряд предприятий по производству узлов и комплектующих, необходимых тому же КаМАЗу.
Хорошо, если такие инвестиционные проекты будут продолжаться, пусть и не в миллиардном выражении, но зато в «зеленом поле» отечественной промышленности, через создание совместных инициатив, в которых белорусы будут не на последних, а на первых местах. В республику придут новые компетенции, страна будет получать новейшие технологии.
Инвестиции и офшоры
По мнению Вячеслава Ярошевича, скорее всего, белорусские инвестиции возвращаются в экономику через офшоры.
– Такой вывод я делаю, исходя из ТОП-3 стран-инвесторов. Хотя, по статистике, Россия занимает 50 % в доле инвестиций.В самой России основными инвесторами не так давно были Британские Виргинские острова (BVI). Это отражение сырьевой зависимости России и офшоризации доходов. Сотни миллиардов долларов ежегодно уходили из страны, и только некоторая часть возвращалась в виде уже иностранных инвестиций. Для нас инвестор российский, а для России конечным бенефициаром может быть компания с тех же BVI.
Эксперт еще раз подчеркнул, что предсказуемо снижение инвестиций в белорусскую экономику, их рост – далекая перспектива, которая сейчас почти полностью зависит от геополитики.
Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале.
Поделиться своей новостью или «денежной» историей с редакцией можно через @myfinby_bot.