Евразийский Банк Развития обновил перечень инфраструктурных проектов, реализуемых в ЕАЭС инвесторами или запланированных к реализации с участием государственного финансирования или привлечения средств ЕАБР.
В список на конец августа включены 13 проектов общей инвестиционной стоимостью более $8,6 млрд.
Такую информацию содержит инфраструктурный мониторинг ЕАБР.
В частности, в перечень попали два белорусских проекта. Речь идет о расширении сети электрозарядных станций «Маланка» в нашей стране. В планах компании — строительство по 200‒250 новых быстрых и сверхбыстрых электрозарядных станций в 2025‒2028 годах. В итоге удастся масштабировать зарядную инфраструктуру этого оператора до 1520–1720 объектов в ближайшие 4 года.
Кроме того, ЕАБР обратил внимание на информацию Минэнерго о том, что технико-экономической обоснование строительства второй АЭС в Беларуси будет подготовлено в 2025 году вместе с оценкой потребности страны в электроэнергии на период до 2040 года. По данным ЕАБР, Беларусь оценивает целесообразность, как строительство второй АЭС, так и третьего энергоблока на уже действующей атомной станции.
Банк пока не конкретизирует объем инвестиций в эти проекты и возможный объем поддержки.
Зато решенный вопрос — предоставление кредита Евразийского фонда стабилизации и развития Армении в объеме $200 млн для строительства Каджаранского тоннеля на юге Армении в рамках проекта «Север —Юг». Ожидаемая выгода — сократить расстояние от иранской границы до грузинской с 556 до 490 км, время проезда по трассе и упрощенный в итоге доступ к портам Черного моря для Армении, Ирана и стран Персидского залива. Проект будет реализован в ближайшие лет.
Кроме того, инвестор из ОАЭ «Масдар» принял решение вложиться в строительство солнечной электростанции «Айг-1» в Армении мощностью 200 МВт. Работы по этому проекту начнутся 2025 году.
ЕАБР обратил внимание на совместный проект НК «КазМунайГаз» (Казахстан) и CNPC (Китай) в Казахстане. Стороны намерены создать производство карбамида на базе Жанажольского ГПЗ. Планируемая мощность производства — до 1,2 млн тонн удобрений в год. Это потребует около $1,5 млрд инвестиций.
Еще один знаковый для Казахстана проект — расширение торгового флота до 24 судов. Правительство ищет инвестиции в строительство 3 танкеров, 2 паромов и 2 контейнеровозов.
В число крупных попал и проект строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане. В сентябре правительство страны получит под этот проект $650 млн от Всемирного банка. Общая стоимость стройки — $6,2 млрд. Проектная мощность ГЭС —3,6 ГВт, горизонт строительства оценивается в 5‒6 лет.
Интересный проект в энергетике реализует Узбекистан. Правительство этой страны предоставило земельный участок инвестору из Малайзии — Sunview Group, чтобы на условиях частно-государственного партнерства построить солнечную электростанцию мощностью 200 МВт и стоимостью $150 млн. Стройка стартует в 4-м квартале 2024 г.
В фокус ЕАБР попала и сделка американского инвестора в Узбекистане — компании Air Products, которая купила у ООО «Sanoat Energetika Guruhi» активы для производства чистого водорода на Ферганском НПЗ. Сделка оценивается в $140 млн. Инвестиции позволят производить 100 млн куб. м водорода в год.
Тем временем Таджикистан получит грант на $21 млн от Азиатского банка развития на модернизацию ГЭС «Сарбанд», чтобы увеличить ее мощность до 274 МВт.
Масштабный проект затеял и Минтранс Таджикистана в партнерстве с Корейским агентством по международному сотрудничеству (КОIСА). Речь — о разработке ТЭО проекта железной дороги «Джалолиддини Балхи — Нижний Пяндж». Протяженность этого пути до афганской границы составит 51 км. Этап разработки ТЭО требует инвестиций в 4 млн долл.
«Росатом» анонсировал инвестиции в объеме 2 млрд российских рублей на рекультивацию хранилищ в Кыргызстане и работы по ликвидации экологического и радиационного ущерба бывших урановых и горнорудных производств.
Другой значимый проект в этом регионе — возведение 4 станций мониторинга воды. Проект курирует Минприроды. Необходимые инвестиции на сумму $300 тыс. получены от Всемирного банка.
Справка: мониторинг «Инфраструктура в Евразии» отслеживает значимые события, касающиеся основных отраслей инфраструктуры в Евразийском регионе – транспорта, логистики, энергетики, водоснабжения и других.