По словам представителей Минтранса, сейчас наша страна пытается «выбить» средства на реконструкцию транспортной инфраструктуры у восточных партнеров, а также привлечь для этого деньги ЕАБР – пока безуспешно. При этом из-за недостаточного финансирования некоторые проекты по модернизации трасс пришлось отложить.
Как рассказал начальник управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Леончик, сейчас белорусская сторона ведет переговоры о финансировании реконструкции транспортной инфраструктуры с представителями России и Китая – по его словам, их результаты «достаточно сложные», а сами партнеры заняли «достаточно выжидательную позицию».
«Сегодня работаем в условиях санкций, и нужно очень четко определить все риски, которые существуют для всех сторон этого процесса. Министерство экономики ведет серьезную работу по привлечению средств именно в дорожное хозяйство. Минтранс подготовил заявки и направил соответствующие инвестпредложения. Они сейчас рассматриваются», – заявил Леончик.
Белорусская сторона также прорабатывает возможность привлечения средств на реконструкцию дорог от Евразийского банка развития. Минтранс весь нынешний год старается предлагать проекты, для которых уже готова проектная документация и есть экспертные заключения, однако положительных сдвигов здесь пока не произошло.
Сложности с реконструкцией трасс
Леончик сообщил, уже разработанную концепцию реконструкции трассы М1, в результате которой ее параметры должны были повысить до автомагистрали, решили отложить – реализация потребует слишком больших денежных вливаний. В итоге решено было осуществлять ремонт отдельных участков, чтобы дорога оставалась в рабочем состоянии.
«Там серьезные суммы, поэтому пока сложно говорить о реконструкции всей дороги. Думаю, к этому вопросу можно будет вернуться, когда мы приведем всю нашу опорную местную сеть и республиканские дороги в очень хорошее состояние. Когда мы это сделаем, нам будет по силам перейти на такие масштабные проекты», – сказал Сергей Леончик.
В то же время из-за прекращения финансирования международными институтами инфраструктурных проектов в Беларуси пострадала и реконструкция автодороги МЗ Минск-Витебск – если раньше ее собирались осуществить за счет средств Европейского банка реконструкции и развития, то теперь средства возьмут из бюджета в рамках инвестиционной программы.
Ведется реконструкция и нескольких других важных транспортных магистралей: автодорог Р46 (участок от Лепеля до Полоцка), а также Р53 (участок от Смолевичей до Жодино) - работы закончат соответственно в 2026 и 2024 годах.