Оплата жировок за коммунальные услуги – одна из самых болезненных и дискуссионных тем. Постоянное увеличение оплаты за воду и электроэнергию считается нашими гражданами прямым покушением на свое благосостояние и вызывает справедливый, или нет? ропот. Так сколько мы платим за электроэнергию по сравнению с другими странами, и что нас ждет в перспективе?
С 1 марта белорусы оплачивают энергопотребление по дифференцированному тарифу. Кто-то укладывается в установленный норматив, кто-то привычно жжет все 10 лампочек в люстре и греет полы, даже зимой, когда включено отопление. Цены на электричество повысились, но все равно существует, так называемое перекрестное субсидирование, когда значительную часть расходов, более 60 процентов оплачивает реальный сектор экономики. Недавно «Белнефтехим» привел цифры стоимости электроэнергии для предприятий. Сейчас один киловатт/час стоит около 0,14 доллара. В той же России, Соединенных Штатах и Европейском Союзе тарифы значительно ниже.
И у нас, к тому же, имеется страшный перекос в отношении оплаты энергии потребителями-предприятиями и населением. Соотношение 13,9 к 3,5 за Квт/ч. Практически во всех соседних странах соотношение обратное. Там население платит больше, чем заводы и фабрики. Кстати, в Советском Союзе люди тоже платили больше. Стоимость киловатт/часа для них была 4 копейки, а для промышленных субъектов 2 копейки. Для сравнения: в Германии плата предприятий 10 центов за кВт/ч, а для населения 20 центов. В Польше соотношение примерно такое же. Чуть меньше в Литве – 14,6 к 17.6. Правда, в Украине и России предприятия платят больше, но не в таком, как у нас масштабе. В первом случае, где-то в три раза больше, а в России тарифы практически равные.
Для нашего реального сектора – это очень большая нагрузка. В том же «Белнефтехиме», затраты на электроэнергию на втором месте после закупки сырья. И в этом случае, ни о какой модернизации не может быть и речи. А высокие тарифы на электроэнергию предприятия закладывают в стоимость своей продукции. И так, как эти тарифы все время растут, то и цены на товары тоже растут. Чтобы этот негатив преодолеть, правительство планирует постепенно уходить от перекрестного субсидирования и увеличивать процент возмещения населением затрат на использование электроэнергии. В этом году мы должны будем возместить 47,9 процентов от стоимости потребленной энергии, в следующем уже 72,7 процента. Ну, а в 2015 году население ожидает 100% уровень оплаты. Собственно, ради этого и ввели дифференцированную оплату за электричество. Как заявлял министр энергетики А. Озерец, большинство населения согласно оплачивать электроэнергию по себестоимости, согласно опросу Минэнерго. В то же время, само население в другом опросе на сайте уже «Белэнерго», высказалось ровно наоборот. Информацию, конечно, приняли к сведению, но нововведение никто отменять не собирался.
За тепло мы оказывается, тоже недоплачиваем. В этом году нужно будет возместить 19 процентов расходов, а в 2015 – 30 процентов. Но такое увеличение должно происходить с привязкой к росту доходов населения. Как они будут расти, вопрос, на который затруднятся ответить и экономические ведомства, и аналитики. Однако, уже подсчитали, что если сегодня владельцу средней двухкомнатной квартиры оплачивать полную стоимость услуг ЖКХ, включая электроэнергию, то получится где-то около двух миллионов рублей. При средней зарплате в 3-4 миллиона – это очень даже болезненный удар по кошельку, учитывая, что вторая половина уйдет на еду. Про обновки можно даже и не думать. А тарифы все равно будут расти.
Есть и другой момент. На него обратил недавно при отчете правительства внимание и Президент А. Лукашенко. Непонятно, как и из чего складывается стоимость того же киловатт/часа. Система до того непрозрачна, что не только население не знает принцип формирования цены, но и даже Госконтроль затрудняется сказать, как это выглядит. Поэтому энергосистема явно нуждается в реформировании. Это понимают в правительстве, но пока дальше предложения о формировании тарифов в зависимости от региона предложений не поступало.
Таким образом, чтобы уменьшить убытки в энергосистеме и платить за электричество справедливую цену, нужно избавиться от перекрестного субсидирования, обеспечить прозрачность тарифов, и наконец, научиться экономить.