Ситуация на валютном рынке Беларуси является прямым следствием недавних событий в России. Начало года для Беларуси было очень комфортным. Предприятия республики заняли долю европейских и украинских компаний на российском рынке. Плюс соответствующие предприятия республики получили российские оборонные заказы.
Однако, потом ситуация изменилась, курс российского рубля упал к твердым валютам почти в два раза и соответственно резко снизился и к белорусскому рублю. Это больно ударило по белорусскому экспорту в Россию, плюс обесценило переводы граждан Беларуси, которые работают в России. Традиционный новогодний отдых россиян в Беларуси также стал многим не по карману.
Соответственно, валютный кризис в России привел к сложностям на валютном рынке Беларуси. Основная проблема в том, что девальвация белорусского рубля может вызвать всплеск инфляции в республике. Появление черного валютного рынка также не лучший сценарий. Налог в 30% - фактически запретительная мера. Однако, не ясно, сможет ли она сбить валютную панику. Ведь проблемы не в краткосрочной конъюнктуре, а в фундаментальных пропорциях макроэкономики.
Возможно, белорусский кризис быстро закончится, если Россия выделит Беларуси соответствующую финансовую поддержку, международные резервы России более 400 млрд. долл. Однако, в этом решении больше политики, чем экономики. И здесь решения за российским президентом и премьером.
В заключение, следует сказать, что резкая девальвация российского рубля, которую допустили Банк России и правительство, нанесла серьезный удар по евразийской интеграции. Россия сама похоронила важнейшую интеграционную идею, а именно идею единой евразийской валюты, рабочее название - алтын.
Изначально, к 2025 году было запланировано создание наднационального органа по регулированию финансового рынка. Сам орган должен был находиться в Алма-Ате. К этому сроку, вероятно, должна была появиться и единая валюта. Единая валюта была бы очень похожа на российский рубль и обеспечена сырьевым экспортом России и Казахстана. Не стоит забывать, что экономика Казахстана составляет примерно 10% от российской, Беларуси – 4%.
Вместе с тем, осенью текущего года на финансовом рынке появились слухи, что единая валюта может появиться раньше, даже в 2015. Теперь эту идею стоит отложить в долгий ящик. Доверие к российскому рублю подорвано минимум на 3-5 лет, а значит - не будет доверия и к алтыну. Вводить евразийскую валюту сейчас экономически и политически бессмысленно.