
Аналитическая площадка ecommerceDB представила рейтинг крупнейших маркетплейсов Европы, а также подробнее рассмотрела инициативы и тенденции, господствующие в компаниях, которые вошли топ-5 списка.
При составлении рейтинга оценивался GMV (общий объем оборота товаров) компаний за 2023 год. Показатель используется в электронной торговле для обозначения совокупного объема продаж через ту или иную площадку за определенный период времени.
В итоге Amazon занял первое место среди европейских онлайн-площадок с GMV в размере $201 млрд. На втором месте с существенным отставанием располагается eBay: показатель GMV компании в 2023 году составил $31 млрд.
В топ-10 мы также вошли такие маркетплейсы, как Wildberries, Zalando, Ozon, Allegro и AliExpress, чей GMV за прошлый год был на уровне от $18,5 до $10,8 млрд. Еще для трех онлайн-площадок из верхней десятки (Vinted, Trendyol и Otto) в прошлом году показатель GMV составил около $8,5 млрд.
С 2019 года Amazon и eBay удерживают первое и второе места в европейском рейтинге. При этом продажи Amazon в Европе в 2023 году на 60% превышают совокупные продажи всех остальных компаний из топ-10 рейтинга.
По количеству позиций наиболее заметным в рейтинге является рост литовской онлайн-площадки для продажи подержанных вещей Vinted: с 23-го места в 2019 году 8-го места в 2023 году.
Топ-5 маркетплейсов в Европе
Amazon
Ведущий мировой онлайн-маркет запустит в 2025 году новый магазин Amazon.ie для Ирландии с товарами от местных малых и средних предприятий и откроет центр обработки заказов в Дублине.
Кроме того, компания участвует в европейской цифровой политике, выступая за сильный Единый рынок (инициативу Европейского союза, которая позволяет свободно перемещать товары, услуги, деньги и людей между странами-членами для повышения конкурентоспособности) и поддерживая малые и средние предприятия по всему ЕС, а также поддерживает местные инициативы по защите окружающей среды.
eBay
Компания выступает за устойчивое развитие и торговлю по всей Европе. В Великобритании компания отменила сборы за продажу подержанной одежды, за исключением дорогостоящих товаров, таких как кроссовки и ювелирные изделия, чтобы способствовать развитию экономики замкнутого цикла.
В то же время в Германии eBay запустил сервис eBay Lokal, призванный расширить возможности локальной торговли за счет повышения узнаваемости местных продавцов и упрощения процесса на уровне сообществ. Кроме того, eBay внедряет такие инновационные функции, как генерируемые искусственным интеллектом описания и прямые трансляции торговых мероприятий, стремясь повысить вовлеченность пользователей и поддержать растущую тенденцию торговли по соседству.
Wildberries
Главная российская онлайн-площадка расширяет свой охват за счет выхода на китайский рынок, стремясь интегрировать местных производителей непосредственно в свою глобальную платформу. Этот шаг является частью амбициозной стратегии по расширению международной деятельности компании, которая в настоящее время составляет около 10% от ее общего оборота.
Кроме того, Wildberries недавно начала работать в Армении и изучает возможности рынка в Туркменистане и Узбекистане. В Узбекистане компания планирует расширить сферу финансовых услуг путем создания банка.
Zalando
Немецкая компания Zalando превращается в комплексную экосистему для электронной коммерции в сфере моды и стиля жизни по всей Европе с помощью своего нового B2B-бренда ZEOS. Эта стратегия направлена на оптимизацию сложных трансграничных операций путем создания единой операционной системы, объединяющей логистику, программное обеспечение и услуги.
При этом Zalando начала судебный процесс против Европейской комиссии, оспаривая свою классификацию в качестве «Очень крупной онлайн-платформы» в соответствии с Законом о цифровых услугах. Zalando утверждает, что этот статус не учитывает розничный характер ее бизнеса, и заявляет, что поддерживает безопасную среду онлайн-покупок, оспаривая критерии, используемые для таких обозначений.
Ozon
В последнее время Ozon совершенствует свою платформу электронной коммерции, открывая специализированные магазины, в том числе новый раздел для спортсменов с такими брендами, как Adidas и Nike.
Благодаря сотрудничеству с «Почтой России» компания теперь может получать заказы в более чем 600 пунктах по всей стране, расширяя доступ к своим услугам. Кроме того, благодаря стратегическому партнерству с компанией «ЛитРес» Ozon интегрирует обширный каталог цифровых книг.
В I квартале 2024 года российский маркетплейс увеличил GMV на 88%, хотя показатель EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации) снизился из-за растущих расходов на логистику и расширение инфраструктуры.