
По данным издания «Ъ», Россия готовится оказать поддержку Беларуси, увеличив импорт белорусского топлива, который в последние годы был минимален. Это поможет белорусской нефтепереработке на фоне санкций ЕС и потери украинского рынка. Сейчас российские власти обсуждают, как предоставить белорусским НПЗ финансовую компенсацию (демпфер), поскольку без этих выплат поставки в РФ будут для них убыточными. Подробнее в материале.
Минэнерго и Минфин России активно обсуждают импорт бензина и дизтоплива из Беларуси, ссылаясь на несколько источников в отрасли, рассказывает «Ъ». По словам источников, Россия решила расширить поставки из Беларуси в условиях проблем белорусских НПЗ со сбытом, которые обострились после прекращения экспорта топлива в Украину на фоне ведения боевых действий в этой стране. Главная цель обсуждаемых мер – поддержка белорусской нефтепереработки и доходов бюджета страны в условиях санкций. По данным Argus, Беларусь обеспечивала 45% совокупного импорта бензина в Украину и 37% импорта дизтоплива – 1,04 млн тонн и 2,97 млн тонн соответственно.
Проблема состоит в том, что российские НПЗ получают существенные субсидии за поставки топлива на внутренний рынок – так называемый демпфер, а белорусские НПЗ сейчас не имеют права его получить.
Российские власти в данный момент обсуждают, как можно было бы выплачивать демпфер белорусским заводам, но пока решения нет.
По словам одного из собеседников «Ъ», Минфин может подготовить изменения в Налоговый кодекс, не уточняя, какой механизм выплат будет использован. По мнению собеседников в нефтяной отрасли, может быть изучен вариант получения демпфера Беларусью с помощью трейдинговой компании, зарегистрированной в РФ. Сейчас «Белнефтехим» поставляет продукцию в РФ через российское ООО «Белнефтехим-РОС». Но, по мнению юристов, возможны и другие варианты.
Так, глава дирекции юрфирмы Vegas Lex Кирилл Никитин считает более вероятным заключение межгосударственного соглашения с Беларусью либо принятие соответствующих нормативно-правовых актов на уровне президента или правительства. Он напоминает, что ранее между Москвой и Минском было достигнуто соглашение о компенсации белорусской стороне потерь в связи с налоговым маневром в нефтяной отрасли РФ за счет снижения премий к цене нефти, которую поставляли в Беларусь российские нефтекомпании.
Напомним, проблемы с экспортом нефтепродуктов из Беларуси в Европу начались после того, как в прошлом году США и ЕС ввели санкции против белорусских НПЗ после инцидента с посадкой самолета Ryanair в аэропорту Минска, а в июне 2022 года ЕС ужесточил санкции против Новополоцкого НПЗ. В апреле этого года в правительстве Беларуси заявляли, что из-за санкций загрузка Мозырского и Новополоцкого НПЗ уже снизилась вдвое, до примерно 14 тыс. и 12 тыс. тонн нефти в день.
О какой сумме компенсации идет речь?
В последние годы поставки топлива в Россию из Беларуси были минимальны. Исключение составил только 2020 год, отмечает Мария Арье из «Петромаркета»: тогда в России демпфер принимал отрицательные значения (нефтекомпании должны были платить в бюджет), но белорусских НПЗ это не касалось, что позволило им в 20 раз нарастить экспорт бензина в Россию (до 152,1 тыс. тонн) и возобновить поставки дизтоплива (179,4 тыс. тонн).
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
Эксперт считает возможным расширение действия демпфера на белорусские НПЗ. По оценкам госпожи Арье, исходя из сентябрьского демпфера (5,43 тыс. рос. руб за тонну для бензина и 19,53 тыс. рос. руб за тонну для дизтоплива) при поставках на уровне 2020 года белорусские заводы могут получить 4,4 млрд рос. руб (эквивалент $72 млн), а при объемах экспорта на уровне максимальных исторических уровней (2013–2014 годы) выплаты могли бы превысить 13 млрд рос. руб (более $210 млн).
Однако эксперт сомневается, что российский рынок способен переварить столь масштабные поставки — по дизтопливу они могут составить около 7,5% от всего внутреннего потребления в РФ. При этом, напоминает Мария Арье, белорусские НПЗ не будут полноценными бенефициарами выплат, поскольку они будут вынуждены снижать цены для конечных потребителей на величину полученных субсидий.