
В 2022 году по сравнению с предыдущим годом КНР увеличила объемы экспорта в стоимостном выражении. Посмотрели, какие товары Китай поставляет на мировой рынок и сколько на этом зарабатывает.
Для анализа китайского товарного экспорта использовались официальные данные Главного таможенного управления КНР.
Рейтинг составлен по итогам внешнеторговых операций Китая в 2022 году, в топ-10 включены отдельные товарные позиции (на уровне четырехзначного кода).
Общая характеристика экспорта
По итогам 2022 года КНР сохранила за собой первое место в глобальном рейтинге экспортеров. Объем товарного экспорта из материкового Китая составил $3,59 трлн и вырос в стоимостном выражении на 6,9% по отношению к 2021 году.
На региональном уровне объем поставок из КНР распределился следующим образом:
- Азия – $1,7 трлн;
- Америка – $888,6 млрд;
- Европа – $744,9 млрд (в том числе страны ЕС – 562,0 млрд);
- Африка – $164,5 млрд;
- Австралия и Океания – $94,5 млрд.
В страновом разрезе основными направлениями экспорта товаров из Китая в 2022 году были Соединенные Штаты Америки ($581,8 млрд), Гонконг ($297,5 млрд) и Япония ($172,9 млрд).
Значительные объемы выручки также сформировали поставки в Южную Корею ($162,6 млрд), Вьетнам ($147,0 млрд), Индию ($118,5 млрд), Нидерланды ($117,7 млрд), Германию ($116,2 млрд).
Если говорить о странах бывшего СССР, то экспорт Китая в Россию в 2022 году составил $76,12 млрд, в Казахстан – $16,36 млрд, в Кыргызстан – $15,42 млрд, в Узбекистан – $7,50 млрд, в Украину – $3,30 млрд, в Беларусь – $3,28 млрд, в Литву – $1,79 млрд.
Топ-10 экспортных позиций
В 2022 году основными товарными позициями китайского экспорта были:
- аппаратура связи, телефонные аппараты, включая смартфоны, – $238,1 млрд;
- вычислительные машины для автоматической обработки информации – $187,9 млрд;
- электронные интегральные схемы – $154,5 млрд;
- диоды, транзисторы и аналогичные полупроводниковые приборы – $65,9 млрд;
- электрические аккумуляторы – $57,2 млрд;
- части и принадлежности для автомобилей и тракторов – $49,7 млрд;
- трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; прочие игрушки – $48,4 млрд;
- нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (кроме сырых), – $48,3 млрд;
- электрические трансформаторы – $47,5 млрд;
- осветительное оборудование – $46,1 млрд.
Легковые автомобили в экспортном списке Китая занимали в 2022 году 11-е место ($44,7 млрд), а вот по итогам 2023 года эта товарная позиция, вероятно, окажется в числе ключевых. За январь – июнь 2023 года экспорт уже составил почти $35 млрд (5-е место).
Статистика свидетельствует, что наибольший доход Китаю приносит «технический» экспорт (техника, оборудование, комплектующие и аналогичные товары). В то же время достаточно высокие показатели по выручке демонстрируют и другие товары: одежда, обувь, мебель, посуда, белье (постельное, столовое, кухонное).
Что касается продовольствия, то в прошлом году экспорт рыбного филе и прочего мяса рыбы (включая фарш) составил $4,1 млрд, моллюсков – $3,4 млрд, лука и чеснока – $2,4 млрд, чая – $2,1 млрд, цитрусовых – $1,0 млрд, риса – $1,0 млрд, шоколада – $0,4 млрд.
Напомним, ранее сообщалось, что Беларусь вошла в топ-20 поставщиков шоколада в Китай. Кроме того, в первом полугодии 2023 года КНР увеличила закупки алкогольной продукции из Беларуси.