Аналитики ЕАБР оценили ситуацию на финансовом рынке и в экономике Беларуси, России и других стран региона. В еженедельном макрообзоре говорится и о перспективах по ряду экономических позиций, в том числе по инфляции. Золотовалютные резервы Беларуси за март выросли на 0,33 млрд долларов, отметили в ЕАБР.
В Беларуси
Золотовалютные резервы Беларуси за март 2023 г. выросли на 0,33 млрд долларов и составили 7,10 млрд долларов на начало апреля 2023 г., отметили аналитики ЕАБР. На рост резервов повлияло повышение цены золота на мировом рынке с 28 февраля по 31 марта на 7,7%. Кроме того, заметно снизился чистый спрос на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке.
Национальный банк намерен обеспечить уровень резервов не ниже 6 млрд долларов на конец 2023 г.
В России
Краткосрочные индикаторы подтверждают восстановление экономической активности в России. По итогам марта индекс PMI обрабатывающих отраслей составил 53,2, а PMI сферы услуг – 58,1, достигнув максимального значения с августа 2020 г. Аналитики ЕАБР ожидают, что при дальнейшей адаптации экономики к изменившимся условиям функционирования годовые темпы роста ее ВВП во II квартале 2023 г. выйдут в положительную зону.
Потребительские цены в России выросли на 0,13% неделя к неделе по итогам периода с 28 марта по 3 апреля 2023 г. Инфляция ускорилась по сравнению с 0,05% неделя к неделе за 21–27 марта на фоне роста цен на продовольствие на 0,17% неделя к неделе и платные услуги на 0,19% неделя к неделе (вновь дорожали авиабилеты). Цены на непродовольственные товары в среднем не изменились. Годовая инфляция снизилась до 3,3% год к году на 3 апреля с 4,3% год к году неделей ранее, согласно оценке Минэкономразвития. Исходя из этих показателей, инфляция по итогам марта оценивается на уровне 3,8% год к году. Ее снижение, видимо, продолжится в апреле, сказано в обзоре.
В дальнейшем можно ожидать некоторого ускорения роста потребительских цен по мере восстановления внутренней экономической активности, роста заработных плат и эффектов от снижения стоимости рубля. В ЕАБР считают, что в этих условиях инфляция может восстановиться до уровней выше целевого – 4% к концу 2023 г.
В Казахстане
Инфляция в Казахстане в марте 2023 г. замедлилась до 18,1% год к году с 21,3% год к году месяцем ранее. Как и ожидалось произошел разворот в динамике годового индекса потребительских цен. Отчасти это связано со статистическими эффектами (в марте предыдущего года отмечен всплеск инфляции). Замедление роста потребительских цен наблюдалось как в продовольственном, так и в непродовольственном сегментах. Снижается ценовое давление со стороны глобальных цепей поставок. Вместе с тем внешнеэкономический фон еще оказывает влияние на инфляцию в Казахстане, хотя уже и в меньшей степени. Об этом свидетельствуют повышенные ежемесячные темпы роста потребительских цен, которые по итогам марта составили 0,9% месяц к месяцу, в то время как среднемесячное значение в 2019–2021 гг. было на уровне 0,6% месяц к месяцу.
Аналитики ЕАБР полагают, что тенденция замедления роста цен продолжится, и на конец года инфляция составит 7,8% год к году.
Национальный банк Республики Казахстан сохранил базовую ставку на уровне 16,75% на заседании, прошедшем 7 апреля 2023 г. Несмотря на замедление инфляции, регулятор полагает, что внешнеэкономический фон продолжит оказывать негативное влияние на процессы дезинфляции. Ежемесячные темпы роста потребительских цен все еще повышенные: по итогам марта они составили 0,9% месяц к месяцу, в то время как среднемесячное значение в 2019–2021 гг. было на уровне 0,6% месяц к месяцу.
В этих условиях аналитики ЕАБР полагают, что сохранение базовой ставки на уровне 16,75% может способствовать закреплению нисходящей траектории инфляции и ее приближению к целевому ориентиру в среднесрочном периоде.
В Армении
Инфляция в Армении в марте замедлилась до 5,4% год к году после 8,1% год к году месяцем ранее. Такой динамике способствовало прежде всего замедление роста цен в продовольственном сегменте, в том числе за счет снижения цен на некоторые продукты питания. Также снижение инфляции в значительной мере связано со статистическим эффектом: выходом из расчета годового показателя марта прошлого года, когда отмечался всплеск потребительских цен, отмечают аналитики ЕАБР.