ЕАБР отмечает, что инфляция в государствах – участниках банка в декабре прошлого года снизилась до 12,5% год к году. Аналитики ЕАБР допускают, что ее уровень может сократиться в два раза к концу 2023 года (до 6,2%). В ЕАБР сообщили базовый прогноз инфляции в Беларуси по итогам 2023 года – 8%.
ЕАБР представил очередной выпуск ежемесячного макроэкономического обзора по шести государствам – участникам банка.
Аналитики ЕАБР отмечают, что пик инфляции в развитых странах пройден в конце прошлого года. К концу 2022 г. рост потребительских цен в США замедлился до 6,5% год к году (с пика 9,1% год к году в июне), а в еврозоне – до 9,2% год к году (с пика 10,6% год к году в октябре). Во многом это следствие снижения стоимости сырьевых товаров. Кроме того, глобальные цепочки поставок постепенно возвращаются к нормальному функционированию.
Действия крупнейших центробанков стали менее агрессивными на фоне ослабления инфляционного давления. В начале февраля ФРС США и ЕЦБ вновь повысили ключевые ставки, однако лишь на 0,25 и 0,50 п.п. соответственно. Аналитики ЕАБР считают, что в США ставка уже достигла предельного уровня в текущем цикле.
ЕАБР отмечает слабую деловую активность в крупнейших экономиках. В США и Великобритании показатели PMI (индекс деловой активности) в январе указывали на сокращение деловой активности в промышленности и сфере услуг. В еврозоне – лишь на некоторую стабилизацию после полугодового ослабления.
Наблюдается замедление темпов роста потребительских цен в регионе, чему способствует глобальный разворот инфляционных трендов. Инфляция в государствах – участниках банка в декабре прошлого года снизилась до 12,5% год к году, в то время как в сентябре оценивалась в 13,9% год к году. Аналитики ЕАБР допускают, что ее уровень может сократиться в два раза к концу текущего года (до 6,2%) при отсутствии новых негативных шоков.
Устойчивость экономик региона к ослаблению глобальной деловой активности. Агрегированный ВВП государств–участников, по предварительным расчетам, сократился на 1,7–2% в прошлом году, однако это стало следствием воздействия рестрикционных мер западных государств в отношении России и Беларуси. В Армении, Кыргызской Республике и Таджикистане рост ВВП, напротив, сильно ускорился в результате наращивания внутреннего спроса. Сильный результат – прирост на 3,1% – показал ВВП Казахстана, несмотря на ухудшение динамики в ключевых торговых партнерах – России и Китае.
В Беларуси
В обзоре ЕАБР сказано, что белорусская экономика продолжает адаптироваться к функционированию в новых условиях. Эффекты ужесточения ценового регулирования ограничивают инфляцию.
О ВВП
ВВП Беларуси сократился на 4,7% год к году в IV квартале 2022 г. после снижения на 5,4% год к году кварталом ранее. Уменьшение масштаба экономического спада указывает на продолжающийся процесс адаптации белорусской экономики к изменившимся условиям функционирования.
Основной вклад в размере 0,9 п.п. в улучшение динамики ВВП в IV квартале внесла обрабатывающая промышленность. Темп сокращения ее добавленной стоимости уменьшился с 8,8% год к году в III квартале до 4% год к году в IV квартале. Это стало результатом переориентации торговых потоков на Россию, другие страны ЕАЭС и еще ряд государств, а также следствием эффектов смягчения денежно–кредитных условий. Рост в размере 5,6% год к году в IV квартале показало сельское хозяйство в связи с увеличившимся урожаем. С 12,3% до 9,4% год к году уменьшился спад в строительстве, что может объясняться постепенным отходом от первоначального шока февраля – марта 2022 г. Сдерживали динамику ВВП в IV квартале прошлого года торговля (минус 16,7% год к году), транспортировка (минус 17,5% год к году) и оказание услуг в области информации и связи (минус 11% год к году). В I квартале 2023 г. темпы сокращения ВВП могут сложиться в диапазоне 3–5% год к году. Однако уже во II квартале белорусская экономика может перейти к росту.
О рынке труда
Рынок труда в Беларуси в конце прошлого года оставался сильным. В декабре отмечен рост реальной заработной платы на 0,6% год к году. При этом уровень безработицы в IV квартале составил 3,6%, уменьшившись с 3,8% годом ранее. Переход заработных плат к росту может быть связан с сильным замедлением инфляции в результате административных мер.
Динамика реальной заработной платы может сохранить положительные темпы роста в начале текущего года.
О ЗВР
Золотовалютные резервы Беларуси снизились за 2022 г. на 0,5 млрд долларов и составили 7,93 млрд долларов на начало 2023 г. Сокращение резервов в прошлом году связано, скорее всего, с погашением валютных обязательств правительства. Отдельно за декабрь резервы прибавили 0,13 млрд долларов, что может объясняться повышением цены золота на мировом рынке. Нацбанк намерен обеспечить уровень резервов не ниже 6 млрд долларов на конец 2023 г.
Об инфляции
Инфляция в Беларуси составила 12,8% год к году по итогам 2022 г. Резкое замедление инфляции на 4,6 п.п. произошло в IV квартале и было вызвано тем, что правительство ввело новую систему ценового регулирования. В результате в октябре и ноябре прошлого года отмечалось нетипичное для этих месяцев снижение потребительских цен, которое сменилось небольшим ростом на 0,4% в декабре по мере адаптации производителей, импортеров и торговли к новой системе. В начале текущего года годовая инфляция в Беларуси продолжит снижаться в силу сохраняющихся эффектов контроля за ценами, сдержанного потребительского спроса и коррекционного укрепления белорусского рубля к российскому.
В весенние месяцы ожидается резкое понижение годовой инфляции под воздействием обозначенных факторов, а летом ее уровень может временно опуститься ниже 4% год к году. Вместе с тем к концу года рост цен с высокой вероятностью ускорится из–за ослабления дезинфляционного влияния внутреннего спроса и ценового регулирования, сказано в обзоре ЕАБР. Базовый прогноз инфляции в Беларуси по итогам 2023 г. – 8%.
О ставке рефинансирования
Национальный банк Беларуси с 23 января снизил ставку рефинансирования на 0,5 п.п. – до 11,5%. Решение объясняется замедлением инфляции и инфляционных ожиданий. Так, ожидаемый населением прирост потребительских цен на год вперед оценивался Нацбанком в размере 12,6% в декабре, в то время как в сентябре – в размере 14%. Снижение ставки рефинансирования не окажет влияния на процентные ставки кредитно–депозитного рынка, поскольку они резко упали во второй половине прошлого года в условиях профицита ликвидности банков. Так, ставка межбанковского рынка держится на рекордно низком уровне вблизи 1% с августа 2022 г., средняя ставка по новым срочным рублевым вкладам населения и организаций в декабре опустилась до 3,28%, а по новым рыночным рублевым кредитам – до 10,34%.
О широкой денежной массе
Средняя широкая денежная масса в Беларуси увеличилась на 8,6% по итогам 2022 г. (декабрь 2022 г. к декабрю 2021 г.). Прирост оказался в пределах целевого интервала НБ РБ (7–13%), однако его структура может вызывать опасения с точки зрения инфляционных рисков. В прошлом году взрывной рост на 42,8% год к году продемонстрировали наличные деньги и депозиты до востребования. В результате их доля в широкой денежной массе увеличилась за год на 7,1 п.п. – до 29,7%. Срочные рублевые вклады приросли на 7,4% год к году, а в сегменте юридических лиц – упали на 8,8% год к году. Вероятность сохранения подобных тенденций в текущем году может быть одним из инфляционных рисков. Положительным фактором является уменьшение валютизации широкой денежной массы за 2022 г. на 6,2 п.п. – до 48,3% по итогам декабря, считают аналитики ЕАБР.