
По итогам первого квартала ВВП Беларуси снизился на 0,4%, такие данные приводит Белстат. Ранее правительство прогнозировало рост экономики по итогам 2022 года на 2,9%, по инерционному плану – на 1%. Почему квартальные показатели минусуют и что будет с макроэкономикой в ближайшее время, спросили кандидата экономических наук Вячеслава Ярошевича.
Рост ВВП на 3% вряд ли возможен
По итогам первого квартала 2022 года объем ВВП в текущих ценах составил 42,6 млрд рублей, или в сопоставимых ценах 99,6% к аналогичному периоду 2021 года. Производство сельхозпродукции снизилось на 0,6%, инвестиции в основной капитал – на 6,6%, строительство жилья – на 4,4%, грузоперевозки – на 8,1%, оптовый товарооборот – на 1,4%.
В небольшом плюсе оказалась промышленность (рост на 0,2%) и внешняя торговля. К уровню января – марта 2021 г. из расчета в текущих ценах оборот внешней торговли товарами составил 103,1%, экспорт – 105%, импорт – 101,4%. В апреле годовая инфляция составила 16,8%.
Вячеслав Ярошевич считает, что колебания показателей обусловлены событиями в Украине и реакцией Запада на них.
– В феврале – марте в экономике была фактически паника, когда и курс подскочил, и произошли сбои в поставках, и были введены новые «пакеты» западных санкций. Все это не способствовало экономическому позитиву.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
Что будет дальше, довольно сложно сказать. Все будет зависеть от того, насколько удастся переориентировать логистику наших основных экспортных товаров – нефтепродуктов, калия и т.п., насколько в результате это будет выгодным. Сложно пока судить, но работа идет. Думаю, что в течение ближайших летних месяцев что-то удастся сделать, по результатам третьего квартала можно будет делать выводы – можно ли в текущем году избежать снижения ВВП или получить хоть какой-то его минимальный прирост.
Промышленность будет в плюсе
По мнению эксперта, промышленность нельзя рассматривать огулом, так как она многоотраслевая: тут и добывающая, и пищевая, легкая, и машиностроение, и другие отрасли. Какие-то из них плюсуют, а какие-то и нет.
– Мне кажется, у Беларуси есть шансы избежать снижения объемов производства, потому что на нашей стороне фундаментальные факторы. Прежде всего, это продолжение восстановления постпандемийного спроса в мире на белорусскую продукцию, в том числе на полуфабрикаты, на готовую технику.
Тут еще появляется дополнительный фактор, который не даст просесть экспортной выручке слишком низко именно в долларовом эквиваленте. Это инфляция в мире, особенно западном.
Сейчас у наших европейских соседей наблюдается то, чего давно не было, – двузначная инфляция. Она будет подстегивать цены и на белорусские основные экспортные товары.
Те же нефтепродукты. Цена на нефть марки Brent вот уже третий месяц держится выше отметки в 100 долларов за баррель. Какой она будет к осени, представить сложно, но то, что не упадет ниже 100 долларов, – очевидно, – считает эксперт.

Несмотря на сложности с логистикой, по мнению Вячеслава Ярошевича, у Беларуси все же есть преимущество перед странами Запада.
– Конъюнктура на нашей стороне. Беларусь имеет возможность получать сырье из России по ценам ниже мировых хотя бы из-за того, что они будут оплачиваться в российских рублях. У РБ и РФ долгосрочные контракты по газу, могут появиться выгодные условия и по нефти.
В любом случае эти бонусы будут сглаживать инфляционные шоки. На Западе же текущий всплеск инфляции почти на 40% обусловлен ростом цен именно на энергоносители. В этом плане у нас более выигрышная ситуация, – поясняет экономист.
Грузоперевозки сильно не просядут
С грузоперевозками, считает эксперт, ситуация неоднозначная.
–С одной стороны в Беларуси действует зеркальный запрет на перевозки товаров из Евросоюза. Россия на это не пошла, чтобы поддержать свой реальный сектор, сильно зависящий от европейских комплектующих и компонентов.
Насколько я в курсе, вдоль наших западных границ происходит перегрузка. Подъезжают грузовики с европейскими номерами, перегружают на грузовики с нашими номерами и наоборот.

И часто эти грузовики принадлежат одним и тем же компаниям, которые зарегистрированы за рубежом, но нередко с нашими корнями. Понятно, что сейчас ситуация делает перевозки сложнее и, следовательно, дороже – каждая новая поставка оказывается дороже даже в валюте, – подчеркивает эксперт.
Инвестиции в строительство могут сократиться
В случае, когда по южному рубежу страны фактически идут боевые действия, сокращение и сжатие капиталовложений Вячеслав Ярошевич считает вполне естественным процессом и на уровне крупных инвестпроектов, и на уровне семейных планов по улучшению жилищных условий.
– Надо понимать, что это краткосрочная ситуация, и делать выводы о том, как закончится год, не стоит. Как ситуация будет складываться в ноябре-декабре, зависит от результатов разрешения геополитической ситуации в Украине.
Инвестиции могут в начале года сокращаться, а к концу года какой-то крупный проект начнет реализовываться, и будет другая статистика. Хотя не исключено, что новых проектов и не будет.

Тут следует отметить, что для серьезных инвесторов, особенно в реальном секторе (промышленность, сельское хозяйство), Беларусь находится даже в более выгодном положении, чем раньше, когда рассматривался и украинский рынок. Мы ведь члены ЕАЭС, а это в том числе и большой рынок «токсичной» для Запада России.
Понятно, что и Беларусь под санкциями, но если какая-то не совсем крупная компания из ЕС до украинских событий рассматривала возможность открытия производства в России, сейчас оптимальным вариантом может быть как раз Беларусь – из-за своего стратегического положения и небольшого размера. Поэтому вполне вероятно, что в долгосрочной перспективе сильного минуса по инвестициям может и не быть.
Перестройка экономики
–Сейчас в Беларуси период перемен. Идет перестройка экономики.
Это как ремонт, с которым нельзя надеяться на то, что он закончится завтра.
Надо четко понимать и временные этапы, и затраты, и, самое главное, свои возможности. Идет перестройка логистики, адаптация к новым условиям финансирования и в целом коммуникаций с внешним миром. Понятно, что будет определенное проседание, но паниковать по этому поводу не стоит, – подытожил экономист.