Ассоциация рекламных организаций (АРО) провела экспертную оценку состояния рекламного рынка Беларуси в прошлом году. Приводим ключевые цифры и факты из доклада.
По данным Ассоциации рекламных организаций, в 2022 году доля рынка интернет-рекламы выросла до 54%. Доля ТВ-рекламы снизилась с 35% в 2021 году до 23% по итогам прошлого года.
Санкционное давление на экономику Беларуси, одномоментный уход крупных зарубежных рекламодателей и остановка рекламных кампаний Procter & Gamble, Mars, Jacobs Douwe Egberts, Ferrero, Nestle и др. оказали значительное влияние на белорусский рекламный рынок.
Снятие с белорусского рынка рекламы транснациональных компаний (ТНК) изначально поставило в неравные условия различные медиасегменты, поскольку доля иностранных рекламодателей в них была разной. На ТВ она была наибольшей – около 60%.
ТВ-реклама
По оценке экспертов, объем рынка ТВ-рекламы в прошлом году составил 39 млн руб. и сократился на 49% по отношению к 2021 году.
Для сравнения: динамика этого сегмента рынка в Казахстане составила плюс 5%, а падение наблюдалось в Польше (-1%), Грузии (-8%), России (-15%), Украине (-81%).
Уход ключевых транснациональных компаний с белорусского рынка ТВ-рекламы привел к существенной просадке по отдельным товарным категориям. Снизились доли товарных позиций «кофе и чай» (с 10% в 2021 г. до 4% в 2022 г.), «средства гигиены» (с 5% до 2%), «шоколад и шоколадные изделия» (с 5% до1%).
В то же время зафиксирован рост доли телекоммуникационных услуг (с 4% до 15%) и продуктов питания (с 10% до 15%).
В список ключевых рекламодателей на ТВ по итогам 2022 года вошли:
- PepsiCo (с долей в 9%),
- Санта (8%),
- А1 (8%),
- МТС (6%).
Прогноз АРО на текущий год предполагает дальнейшее сокращение рынка ТВ-рекламы. Аналитики ожидают падения на 15–20%.
Радиореклама
Рынок радиорекламы в Беларуси эксперты АРО оценили в 17,6 млн руб. по итогам 2022 года. Это на 12% меньше, чем в предыдущем году.
В Казахстане рынок радиорекламы прирос на 2%, в Польше – на 4%, в РФ – на 5%. Падение наблюдалось в Грузии (-7%) и Украине (-61%).
Доля рекламы на радио по категории «автоцентры, автомобили и сопутствующие товары» сократилась с 16% в 2021 г. до 7% в 2022 г. По категории «ювелирные изделия, часы» – с 5% до 4%.
Увеличилась доля финансовых услуг (с 12% до 15%), лекарственных средств и БАДов (с 4% до 7%), товаров для дома (с 6% до 7%).
В пределах 2021 года сохранилась доля рынка по категориям «торговые центры» (11%), «бытовая техника» (4%), «продукты питания» (3%).
Крупнейшими рекламодателями на радио в 2022 году были:
- А1 (4%),
- Лекфарм (3%),
- МТС (3%).
Ожидания ассоциации по сегменту радиорекламы на 2023 год не выражены в количественных показателях. Развитие во многом будет зависеть от экономической ситуации на рынке продажи автомобилей, считают эксперты.
Интернет-реклама
Доля интернет-рекламы оказалась самой большой среди других сегментов – 54% в 2022 году.
Прекратив рекламные кампании на ТВ и в средствах наружной рекламы, иностранные торговые марки сохранили рекламную активность в диджитал (в частности, в YouTube).
«Наблюдался активный рост бюджетов, направленных теми же ТНК в трейд-маркетинг, ритейл-медиа, в размещение рекламы на мониторах АЗС и в бизнес-центрах, где не действуют никакие законодательные ограничения, где транслируется реклама от детских товаров до алкогольной продукции», – отметили аналитики.
Эксперты подчеркивают, что государственное регулирование и введение законодательных ограничений для внутренних сегментов рекламного рынка повлияло на перераспределение рекламных бюджетов в интернет.
Наибольший объем бюджетов в диджитал-сегменте пришелся на ресурсы Google/YouTube, МЕТА, Instagram, Яндекс, ВК.