Российский Федеральный центр развития экспорта продукции АПК («Агроэкспорт») опубликовал подробный обзор мирового рынка мясных альтернатив.
Эксперты отмечают, что в последнее время интерес потребителей к продукции из растительного сырья, включая мясные альтернативы, существенно вырос.
Мировое потребление мясных альтернатив в 2023 году составило 667,8 тыс. тонн, сохранившись на уровне 2022 года. При этом объем продаж достиг $6,8 млрд, превысив показатель предыдущего года на 11,4%.
Исследование показало, что среднегодовые темпы роста потребления в 2018–2023 гг. составляли 8,5% в натуральном и 16,3% в стоимостном выражении.
Основная часть ассортимента мясных альтернатив в течение рассматриваемого периода приходилась на замороженную продукцию.
В 2023 году на долю таких товаров пришлось порядка 53,3% (355,9 тыс. тонн), в то время как доля продукции в охлажденном виде составила 40,5% (270,3 тыс. тонн), в консервированном – 6,2% (41,7 тыс. тонн).
Ввиду более высоких средних цен на охлажденные мясные альтернативы в стоимостном выражении структура продаж выглядит иначе, чем в натуральном.
Так, в 2023 году на долю замороженной продукции пришлось только 40,2% от общего объема продаж ($2,7 млрд), тогда как основную долю составляло охлажденное растительное мясо – 55,3% ($3,8 млрд). На консервированные мясные альтернативы приходилась незначительная часть мировых продаж – 4,5% ($307,1 млн).
Основным каналом сбыта мясных альтернатив является розничная торговля. В прошлом году на долю розничных продаж приходилось около 66% (440,8 тыс. тонн), в то время как на сектор общепита – 34% (227 тыс. тонн).
Ведущим регионом по объемам потребления мясных альтернатив является Европа – в 2023 г. на нее приходилось порядка 41,3% от общемирового показателя (276 тыс. тонн).
При этом потребление данной продукции в Европе распределено неравномерно. Почти 90% приходится на страны Западной Европы, в то время как в Восточной Европе мясные альтернативы не получили столь широкого распространения.
В настоящее время наиболее стремительно развивающимся рынком мясных альтернатив является азиатский: на его долю в 2023 г. пришлось 11,5% мирового потребления данной продукции (76,6 тыс. тонн), показатель на протяжении всего рассматриваемого периода демонстрировал стабильный рост. По сравнению с 2022 годом потребление увеличилось на 17,5%, а среднегодовые темпы роста в 2018–2023 гг. составляли 16,2%.