При доставке грузов транспортным компаниям нередко приходится решать нетривиальные задачи, связанные с сокращением времени и стоимости услуг, а также обеспечением сохранности грузов. Выполнить эти пожелания заказчиков позволяют мультимодальные перевозки. Насколько они востребованы сегодня, в чем их преимущества и недостатки, какие перспективы развития у этого направления транспортных услуг? Об этом и многом другом поговорили с CEO компании RTL Alliance Геннадием Гогения.
– Геннадий Джамбулович, в чем ценность мультимодальных перевозок, почему они в последние годы так популярны?
– Мультимодальные перевозки осуществляются несколькими видами транспорта на одном маршруте. Чаще всего это комбинация: море + железная дорога + авто, либо железнодорожного и автомобильного транспорта. Вариантов может быть несколько, и применяются они обычно на больших расстояниях.
Основной причиной роста интереса к мультимодальным перевозкам является их преимущество в задействовании смежных транспортов и стоимости при разработке индивидуального маршрута по запросу клиента. Есть ли у такой схемы недостатки? В редких случаях могут возникнуть риски повреждения или потери товара при частых погрузочно-разгрузочных работах. Но здесь мы можем говорить за себя - при должном контроле на всех этапах доставки грузов проблем, как правило, не возникает.
Такая услуга становится все более популярной среди клиентов, которые хотят организовать транзит между границами нескольких стран и даже между континентами. Сейчас у нас достойный пул реализованных проектов, где мы доказали эффективность и преимущества таких перевозок.
В зависимости от запроса заказчика мультимодальные перевозки позволяют корректировать маршрут таким образом, чтобы предложить более выгодный. Предположим, что заказчику при доставке груза из Китая важнее оптимизировать затраты. Мы можем предложить маршрутпо схеме «морская + железнодорожная перевозка» за 40-50 дней – это один рядовой пример, их у нас, конечно, гораздо больше.
– Но ведь составление маршрута с использованием различных видов транспорта – задача не самая простая?
– Конечно, далеко не все владельцы грузов готовы самостоятельно разработать такой маршрут и решить организационные моменты, связанные с мультимодальными перевозками. Им проще прийти в логистическую компанию, у которой большой опыт в этом вопросе, уже налажена связь с агентами, в каждом порту есть партнеры, готовые в случае экстренных ситуаций прийти на помощь.
Если речь идет о новых маршрутах, которые раньше никем не предлагались, предстоит просчитать все сопутствующие затраты - локальные сборы в порту отправления, в порту назначения, пошлины за процедуры по оформлению документов. Придется потратить время на поиски агентов, которые должны быть надежными. Это все хлопотно, долго и не гарантирует ожидаемого результата. Проще такую работу доверить тем, у кого есть релевантный опыт.
– Как осуществляются мультимодальные перевозки в RTL Alliance? По каким маршрутам они чаще всего выполняются?
– В нашей компании, как правило, в понятие мультимодальных перевозок включеныконтейнерные перевозки с последующей перетаркой по дороге в вагон либо в авто. Если говорить про маршруты, то, как правило, это доставка из стран Юго-Восточной Азии, а также из Китая, Индии, Кореи и других в Беларусь, Россию, Казахстан и Узбекистан (в зависимости от конечной точки доставки). Есть пути, например, через балтийские порты в Клайпеде, Риге, также в Санкт-Петербурге, Новороссийске и на Дальнем Востоке.
При доставке из Европы в Беларусь и Россию у нас разработаны маршруты в том числе и через Турцию.
Мы всегда работаем на опережение и готовы к новым вызовам в мире логистики. Сейчас новые маршруты разрабатываются не часто, но не потому, что в них нет необходимости, а потому, что у нас уже наработана солидная логистическая база, позволяющая предлагать клиентам наиболее оптимальные варианты доставки. При этом мы готовы к расширению маршрутов, если видим, что появляются запросы от нескольких клиентов, которые отгружают товар в какую-то новую страну другого континента.
Тогда мы начинаем искать партнеров и пути доставки. Изучаем вопрос и видим, что в Африке, допустим, повышается спрос на белорусский товар, увеличивается экспорт из нашей страны. В этом случае мы сами ищем пути доставки, чтобы быть в рынке и иметь возможность предложить лучший сервис.
– С какими компаниями сотрудничает RTL Alliance в сфере мультимодальных грузоперевозок?
– У нас есть прямые договоры с крупнейшими мировыми контейнерными операторами, выработана схема сотрудничества с морскими линиями по доставке грузов. По вагонам есть прямые контракты с собственниками подвижного состава. Это дает преимущества в ценообразовании, так как мы продаем ставки напрямую от собственников.
- Какие основные требования предъявляют заказчики, нуждающиеся в такой услуге? Что для них важно в первую очередь?
– На текущий момент я бы выделил 3 фактора: сроки, цена и маршрут. RTL Alliance в этих и других факторах в первую очередь отталкивается от запроса клиента. Конечно же, важна сохранность - мы для этого и предлагаем со своей стороны страхование грузов. При мультимодальных перевозках очень многие клиенты рассчитывают получить отсрочку при том, что товар все же идет достаточно долго. Мы идем навстречу и с такими клиентами тоже работаем.
Мы готовы взаимодействовать с клиентом как полноценный бизнес-партнер. У нас есть продукт, который мы активно развиваем, и он пользуется наибольшим спросом — касается аутсорсинга внешнеэкономической деятельности. В текущих реалиях мира логистики мы помогаем клиенту выбрать оптимальную схему доставки груза, ищем партнеров под спецификацию поставки, консультируем в части оплаты за товар зарубежному поставщику, и, конечно же, организовываем доставку груза.
Важный момент – поиск поставщиков под спецификацию поставки. Сегодня наблюдается общая проблема с поставщиками из Евросоюза, а мы в силу разветвленной агентской сети в Китае, Индии, Корее, странах ЮВА, имеем возможность найти аналогичный товар в других странах. Сотрудничая с нами, импорт и экспорт ВЭД можно осуществлять по одному контракту с оплатой в валюте России или Беларуси, и заказчик не теряет в последующем средства при разницах курса.
Т.е. мы в том числе помогаем проанализировать, как у клиента выстроена логистическая цепочка, и фактически осуществляем для компании аудит внешнеэкономической деятельности.
RTL Alliance занимается мультимодальными перевозками с 2012 года, и в настоящее время количество клиентов, которые заказывают у нашей компании эту услугу повторно, составляет более 80 %. Конечно, для нас это повод для гордости и показатель качества работы. Почему обращаются к нам? Думаю, основные критерии – это наш опыт, уровень сервиса, кредитоспособность, надежность, вариативность маршрутов и готовность прорабатывать новые варианты. Ну и, безусловно, ориентированность на клиентов, без которой в нашем деле не обойтись.
– А что с безопасностью грузов, которая не менее важна, чем сроки и стоимость доставки? Как она обеспечивается в RTL Alliance?
– Наши специалисты оказывают поддержку по всем вопросам, которые касаются перевозки грузов, таможенного оформления истрахования, помогают оформить всю документацию. Также особое внимание уделяется выбору агентов, с непроверенными партнерами мы не работаем. Среди вариантов обеспечения безопасности, которые мы предлагаем клиентам также фото или видео фиксация при погрузочно-разгрузочных работах, контроль на каждом из этапов транспортировки, это – обязательное условие нашей работы.
– Каковы ваши прогнозы относительно перспектив развития рынка мультимодальных перевозок? На что будет сделан упор в ближайшее время в вашей компании?
– Мы как спикеры и эксперты на регулярной основе принимаем участие в тематических международных форумах и конференциях. Это в том числе позволяет нам оперативно изучать мировую обстановку в логистике и держать руку на пульсе. Сфера меняется очень быстро, и все, что было полгода назад, сегодня работает уже совсем по-другому.
По исследованиям Всемирного банка 2023 года, Беларусь в срезе индекса эффективности логистики лидирует среди Евразийских стран по организации международных перевозок. Сейчас наблюдается рост экспорта товаров из Беларуси в Африку, Латинскую Америку. Работа с Турцией находится в пиковой стадии, хотя в сегменте мультимодальных перевозок эта страна занимает небольшую долю.
Думаю, что грузооборот, несмотря ни на что, в этом направлении будет расти, появятся новые логистические решения, и эта сфера точно не остановится в развитии. А мы, как одна из компаний-лидеров, будем также продолжать двигать эту отрасль.
- TikTok
- Telegram
*Партнерский материал. ООО «РТЛ Альянс», УНП 690830338