Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

Почему продажи легковушек в Беларуси снизились на 8 % в августе 2025 года

Почему продажи легковушек в Беларуси снизились на 8 % в августе 2025 года
Изображение носит иллюстративный характер. Источник: Pexels
Изображение носит иллюстративный характер. Источник: Pexels

Дилерские продажи новых легковых автомобилей в августе 2025 года снизились на 8 % к уровню августа 2024 года и составили 4226 единиц. Это на 2,7 % меньше июльского показателя, сообщает Белорусская автомобильная ассоциация.

Однако за 8 месяцев текущего года продажи новой техники и дилеров выросли почти на 17 % к аналогичному периоду прошлого года.

Как объясняет председатель правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Варивода, такая разнонаправленная динамика в зависимости от периодов сравнения свидетельствует об изменении тренда в развитии рынка дилерских продаж этим летом.

С высокой долей вероятности на финише года мы увидим отрицательную динамику при сравнении помесячных продаж и замедление роста рынка продаж нарастающим итогом с начала года. При этом годовые продажи дилеров БАА могут оказаться на уровне показателей предыдущего года.

По оценке эксперта, продажи августа очевидно демонстрируют влияние новых ставок утилизационного сбора на ввозимые легковые автомобили, которые вступили в силу с 10 февраля 2025 года.

Доля легковых автомобилей отечественного производства в августе выросла на 5,5 % к августу 2024 года и составила 54,4 % общего рынка дилерских продаж. А вот продажи ввозимых, в том числе производимых, из/в Российской Федерации легковых автомобилей китайских марок рухнули в пять раз и составили в прошедшем месяце лишь около 1 % общего рынка.

Продажи импортируемых из-за пределов Евразийского экономического союза легковых автомобилей, в основном китайских марок, увеличили за год свою долю с 15,6 % до 23,0 %.

Ввозимые из Российской Федерации национальные марки легковых автомобилей потеряли за год 8 %, снизив свою долю до 21 % дилерских продаж.

Популярные бизнес-кредиты
Сбер Банк
Smart Technology
Сбер Банк
Ставка в год
индивидуально
Сумма
до 1 050 000 BYN
Срок
до 36 мес.
Поручители
Без залога
Инвестиции
В оборот
Рефинансирование
Решение сегодня
Подробнее
МТБанк
Бизнес-экспресс
МТБанк
Ставка в год
индивидуально
Сумма
до 1 100 000 BYN
Срок
до 36 мес.
Поручители
Без залога
Любые цели
Подробнее
Банк ВТБ (Беларусь)
Кучерявые возможности для бизнеса
Банк ВТБ (Беларусь)
Ставка в год
12 %
Сумма
до 400 000 BYN
Срок
до 60 мес.
Поручители
Залог от 200 000
Любые цели
Подробнее

Нехарактерная реакция рынка на изменение ставок утилизационного сбора отчасти связана с нивелирующим эффектом укрепления курса белорусского рубля к китайскому юаню почти на 17 % с начала года. При этом к российскому рублю белорусский рубль ослаб на 10 % за тот же период, что существенно сказалось на себестоимости импортируемых автомобилей, – говорит Варивода.

Различие условий импорта легковых автомобилей, в том числе ставок утилизационного сбора, в зависимости от типа силового агрегата приводит к опережающему росту ввоза и продаж «зеленых автомобилей», доля рынка которых выросла с 8,1 % в августе 2024 года до 21,5 % в соответствующем периоде текущего года.

При этом в продажах автомобильных дилеров снижается доля легковых автомобилей, оснащенных гибридной силовой установкой, а также двигателями внутреннего сгорания.

Рынок дилерских продаж гибридных автомобилей, по оценкам экспертов УП «БАА-Консалт», в настоящий момент теряет свои позиции, уступая место рынку «неорганизованного ввоза» физическими лицами.

Вступившие в августе в силу законодательные ограничения на выдачу импортерам – юридическим лицам документов об оценке соответствия по упрощенной форме с оформлением Заключения об оценке типа транспортного средства (не более 150 ед. автомобилей одного типа в год) пока не сказываются на дилерских продажах. Однако при сохранении принципиально разных условий сертификации легковых автомобилей юридическими и физическими лицами в будущем такие тенденции, очевидно, проявятся в 2026 году.

Предложение на рынке дилерских продаж по-прежнему превышает потребительский спрос, что во многом обеспечивает стабильный уровень цен. По данным Белстата, потребительские цены на рынке легковых автомобилей за январь-июль 2025 года приросли всего на 1,35 %.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все