
Дилерские продажи новых легковых автомобилей в августе 2025 года снизились на 8 % к уровню августа 2024 года и составили 4226 единиц. Это на 2,7 % меньше июльского показателя, сообщает Белорусская автомобильная ассоциация.
Однако за 8 месяцев текущего года продажи новой техники и дилеров выросли почти на 17 % к аналогичному периоду прошлого года.
Как объясняет председатель правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Варивода, такая разнонаправленная динамика в зависимости от периодов сравнения свидетельствует об изменении тренда в развитии рынка дилерских продаж этим летом.
– С высокой долей вероятности на финише года мы увидим отрицательную динамику при сравнении помесячных продаж и замедление роста рынка продаж нарастающим итогом с начала года. При этом годовые продажи дилеров БАА могут оказаться на уровне показателей предыдущего года.
По оценке эксперта, продажи августа очевидно демонстрируют влияние новых ставок утилизационного сбора на ввозимые легковые автомобили, которые вступили в силу с 10 февраля 2025 года.
Продажи импортируемых из-за пределов Евразийского экономического союза легковых автомобилей, в основном китайских марок, увеличили за год свою долю с 15,6 % до 23,0 %.
Ввозимые из Российской Федерации национальные марки легковых автомобилей потеряли за год 8 %, снизив свою долю до 21 % дилерских продаж.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- дебетовые карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
– Нехарактерная реакция рынка на изменение ставок утилизационного сбора отчасти связана с нивелирующим эффектом укрепления курса белорусского рубля к китайскому юаню почти на 17 % с начала года. При этом к российскому рублю белорусский рубль ослаб на 10 % за тот же период, что существенно сказалось на себестоимости импортируемых автомобилей, – говорит Варивода.
Различие условий импорта легковых автомобилей, в том числе ставок утилизационного сбора, в зависимости от типа силового агрегата приводит к опережающему росту ввоза и продаж «зеленых автомобилей», доля рынка которых выросла с 8,1 % в августе 2024 года до 21,5 % в соответствующем периоде текущего года.
При этом в продажах автомобильных дилеров снижается доля легковых автомобилей, оснащенных гибридной силовой установкой, а также двигателями внутреннего сгорания.
Рынок дилерских продаж гибридных автомобилей, по оценкам экспертов УП «БАА-Консалт», в настоящий момент теряет свои позиции, уступая место рынку «неорганизованного ввоза» физическими лицами.
Вступившие в августе в силу законодательные ограничения на выдачу импортерам – юридическим лицам документов об оценке соответствия по упрощенной форме с оформлением Заключения об оценке типа транспортного средства (не более 150 ед. автомобилей одного типа в год) пока не сказываются на дилерских продажах. Однако при сохранении принципиально разных условий сертификации легковых автомобилей юридическими и физическими лицами в будущем такие тенденции, очевидно, проявятся в 2026 году.
Предложение на рынке дилерских продаж по-прежнему превышает потребительский спрос, что во многом обеспечивает стабильный уровень цен. По данным Белстата, потребительские цены на рынке легковых автомобилей за январь-июль 2025 года приросли всего на 1,35 %.