Стоит ли вкладывать деньги в бизнес? Окупятся ли затраты? Как правильно и без ошибок составить бизнес-план? Ответы на эти вопросы Myfin.by искал вместе с директором компании «ИПМ-Консалт инвест» Инной Пилявец.
Что такое бизнес-план?
– Бизнес-план – это документ, который разрабатывается инвестором, предпринимателем для того, чтобы понять, окупятся ли вложенные им инвестиции в тот или иной объект, бизнес, производство, строительство. Он также помогает понять, за какой период они окупятся и какую он получит доходность на каждый вложенный рубль своих денег.
Бизнес-план необходим как для внешних пользователей (инвесторов, кредиторов, госорганов, бизнес-партнеров), так и для внутреннего использования.
– Сегодня существует большое количество классификаций бизнес-планов. У каждого автора есть свой ориентир и ключевые моменты, по которым может происходить данная классификация.
По словам директора компании «ИПМ-Консалт инвест», виды бизнес-планов по горизонту расчета могут быть краткосрочные (1 год и менее), среднесрочные (1–5 лет), долгосрочные (5 лет и более).
– При разработке бизнес-плана можно выделить 4 основных этапа. Необходимо провести анализ рынка и конкурентов, собрать исходные данные, разработать финансовую модель и составить описательную часть.
Более подробную информацию о содержании, разделах и структуре бизнес-плана можно посмотреть в постановлениях Минэкономики № 158 и № 186.
Для чего нужен бизнес-план
Инна Пилявец подробнее пояснила важность бизнес-плана для предпринимателей:
– Бизнес-план покажет предпринимателю, имеет ли его будущий бизнес экономическую целесообразность и рыночную необходимость. Если этого в результате подготовки бизнес-плана обнаружено не будет, то нет смысла заниматься данным делом.
Необходим бизнес-план и действующим предприятиям в случаях, если они решили расширить производство, купить какое-то оборудование или что-то построить.
Любые вложения в расширение, осваивание новой деятельности и т.д., и не важно, мелкое это или крупное предприятие, – это все инвестиции, и поэтому без бизнес-плана тут не обойтись.
Ошибки при разработке бизнес-плана
– Основные ошибки при составлении бизнес-плана предпринимателем самостоятельно – технические. Они связаны в первую очередь с неточностями в расчетах или неверным анализом исходных данных. Также мы часто сталкиваемся с ошибками, вызванными отсутствием опыта ведения бизнеса или слабым знанием технологических и управленческих процессов.
Кроме этого, добавляет Инна, нередки и ошибки методические. Они выражаются в элементарной невнимательности или искаженных представлениях о предпринимательской деятельности.
Типичные ошибки при разработке бизнес-планов:
- занижение требуемого объема инвестиций;
- занижение текущих затрат;
- завышение и необоснованность выручки от реализации;
- несоразмерность целей проекта потенциалу предприятия;
- недостаточный анализ рынка, потребителей и конкурентов;
- игнорирование управления рисками.
– Чтобы избежать ошибок при разработке бизнес-планов, необходимо обращаться к профессионалам, имеющим большой опыт по разработке бизнес-планов в различных отраслях.
Неквалифицированному человеку составить бизнес-план сложно, считает специалист.
– Во-первых, бизнес-план состоит из многих разделов, и самой сложной и трудоемкой частью является проведение маркетинговых исследований. Во-вторых, разработчику бизнес-плана необходимо знать основы бухгалтерского учета, экономики предприятия, наиболее актуальную нормативно-правовую базу.
Готовим бизнес-план самостоятельно
Для тех предпринимателей, которые все же решили составить бизнес-план своими силами, Инна Пилявец дала несколько советов:
– В первую очередь необходимо понять, а нужно ли рынку то, что вы собираетесь продавать. То есть бизнесмен должен оценить способность продать свою продукцию, услугу, работу и пр.
Кроме этого, человек должен понимать размер ожидаемой выручки, на которую он может рассчитывать, и все это на перспективу – один год, пять лет. При этом предпринимателю необходимо знать, какие у него будут ежемесячные и ежегодные затраты, какой размер прибыли и какие инвестиции ему нужны. Вот эти все параметры являются основополагающими при составлении бизнес-плана.
В заключение Инна Пилявец рассказала, есть ли сегодня спрос на услугу разработки бизнес-плана среди белорусов:
– В настоящий момент инвестиции являются рискованным мероприятием, и, соответственно, мы заметили снижение спроса на эти услуги. Сегодня, думаю, меньше людей пытаются открывать бизнес, чем это было пару лет назад.