
Ожидания, связанные с введением санкций ЕС против российского рублевого стейблкоина A7A5, держат в некотором напряжении белорусские банки. По данным Bloomberg, возможные ограничения затронут юрлиц, проводивших операции с этим токеном. При этом под ударом могут оказаться и сами банки – российские и белорусские, предупреждает информагентство.
Накалило обстановку и расследование Financial Times, в котором говорилось о том, что «криптовалюта Кремля» обошла санкции на $6 млрд. По данным издания, стейблкоин A7A5 позволил перевести не менее $6 млрд с августа, когда под санкции попали некоторые участники транзакций. Администраторам подсанкционных бирж Garantex и Grinex удалось «очистить», то есть уничтожить и воссоздать без ссылок на них более 80 % токенов.
Этим кейсом заинтересовались комплаенс-офицеры, потому что A7A5 работает в трансграничной платежной экосистеме A7, созданной в интересах России как альтернатива платежам, подконтрольным США. По оценке источников FT, на операции с A7 приходится значительная часть рынка российских трансграничных платежей. Кроме того, сеть A7 работает с векселями, обслуживая экспортно-импортные операции.
Как объяснил MYFIN финансовый аналитик, член CFA Institute Александр Шкут, A7A5 – это рублевый стейблкоин, который используется для проведения платежей, которые затруднены из-за санкционных ограничений. На множество структур, связанных со стейблкоином, наложены санкции, поэтому его трудно назвать свободно конвертируемым. По данным глобальных криптоплощадок, его сложно обменять на USDC или USDT, поскольку высок риск того, что после этого свободно конвертируемые стейблкоины будут считаться в сети транзакций «грязными» и их не будут принимать мировые криптобиржи.
– Транзакции по этому стейблкоину, исходя из времени проведения, происходят в основном между российскими контрагентами – в зачетах между импортерами.
Что будет, если введут санкционные ограничения на стейблкоин A7A5?
– Возможно, у создателей были определенные планы по поводу того, чтобы сделать этот стейблкоин свободно конвертируемым, – рассуждает Александр Шкут. – Введение санкций полностью сделает невозможной реализацию таких планов, поскольку если этот стейблкоин будет санкционным, то при обмене, например, на USDT эти стейблкоины уже никто не будет принимать и их невозможно будет никак «очистить».
По оценке аналитика, вероятность попадания под санкции белорусских банков в этой истории очень низкая, поскольку в открытых источниках нет информации о том, что белорусские банки как-то соприкасаются с этими рублевыми стейблкоинами.
– Вероятнее всего, на банки, которые проводят подобные транзакции, уже введены ограничения, и дополнительные ограничения не ухудшат ситуацию. Поэтому введение санкций в отношении A7A5 повлияет лишь на туманную перспективу для этого стейблкоина стать по-настоящему свободно конвертируемым.
Справка: рублевый стейблкоин А7А5, выпускаемый зарегистрированной в Кыргызстане компанией Old Vector, стал первым в России цифровым финансовым активом (ЦФА).