
Соглашение о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах – членах ЕАЭС, подписанное на заседании Евразийского межправительственного совета 31 января, устанавливает механизмы свободного перемещения ценных бумаг из одной страны на фондовые рынки других государств союза. Этот документ может стать важным шагом в достижении одной из целей договора ЕАЭС – свободного движения капиталов.
В соответствии с соглашением каждая из стран-участниц должна обеспечить возможность зарегистрированным на ее территории биржам осуществлять допуск ценных бумаг, зарегистрированных в других странах союза, к размещению и/или обращению на условиях не менее благоприятных, чем действующие в этой стране. При этом эмитенты каждой из стран-участниц получат возможность инициировать трансграничный допуск в любой другой стране союза, но должны будут соблюдать требования, установленные ее законодательством.
Целью соглашения является создание условий для функционирования общего финансового рынка ЕАЭС, обеспечения свободы проведения эмиссионных и торговых операций с ценными бумагами на биржах пяти стран, роста их ликвидности.
В соглашении установлены права и обязанности уполномоченных органов стран-участниц и бирж (организаторов торговли), условия допуска на них ценных бумаг, а также обязанности эмитентов. Эмитенты будут обязаны соблюдать требования к раскрытию информации, установленные как в своей юрисдикции, так и в стране регистрации биржи, предоставившей трансграничный допуск, а также на этой бирже и на той, где был получен листинг.
Напомним, Соглашение об обмене информацией между уполномоченными органами по регулированию рынков ценных бумаг государств ЕврАзЭС было заключено еще в 2023 г. Кроме того, Беларусь заключила соглашение с РФ о взаимном признании проспектов ценных бумаг компаний из обеих стран.
В новом соглашении оговаривается, что его нормы не распространяются на ценные бумаги, зарегистрированные в соответствии с нормами, действующими только в рамках юрисдикций (территорий) или организаторов торговли государств-членов с особым правовым режимом в сфере финансового рынка. Кроме того, нормы соглашения не распространяются на случаи, когда инициатор выхода ценных бумаг на биржу другой страны союза не является их эмитентом.
Не потребуется регистрация документов, сопровождающих процесс эмиссии, у регулятора страны, где находится биржа, предоставившая трансграничный допуск ценных бумаг. При этом именно эта страна будет считаться местом совершения сделки с такими бумагами.
Следует отметить, что трансграничный допуск будет предоставляться лишь тем ценным бумагам, которые включены в список высшей категории на бирже в стране своей регистрации. Таким образом, свободно обращаться на общем финансовом рынке пока смогут лишь наиболее надежные инструменты.
Например, в котировальный лист первого уровня на БВФБ включаются ценные бумаги эмитента, существующего не менее 3 лет, из которых 2 года завершены без убытков, при наличии не менее 500 акционеров, стоимостью чистых активов не менее 500 тыс. базовых величин или нормативного капитала 60 млн рублей (для банков). Кроме того, потребуется наличие маркетмейкера или оборачиваемости не менее 1% объема выпуска, а также аудированной финансовой отчетности по МСФО.
Кстати, в котировальный лист 1 уровня на БВФБ включены акции только Беларусбанка и Белагропромбанка, а также облигации этих банков и гособлигации Минфина и Нацбанка. Котировальный список 1 уровня Мосбиржи гораздо обширнее – в него входят акции Газпрома, Роснефти, Русала, ряда банков и иных компаний, а также довольно много государственных и корпоративных облигаций разных эмитентов.
Контроль за деятельностью эмитентов и применение к ним мер воздействия будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством стран их регистрации. При этом регуляторы наделяются правом проведения проверок размещения, в т.ч. параллельного, и обращения ценных бумаг, для которых предоставлен трансграничный допуск. Особо оговариваются действия регуляторов в случае выявления манипулирования рынком, неправомерного использования инсайдерской информации или дискриминационных действий эмитента в отношении инвесторов – резидентов других стран ЕАЭС.
Например, манипулирование рынком или неправомерное использование инсайдерской информации в РФ наказывается штрафом на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей ($30–50), на должностных лиц – в 10 раз больше ($300–500) или дисквалификацией на 1-2 года, а на юридических лиц – в размере суммы излишнего дохода, но не менее 700 тысяч рублей ($7000). В случае нанесения ущерба или получения излишнего дохода, избежания убытков в крупном размере (свыше 3,75 млн ₽) или особо крупном (свыше 15 млн) виновникам грозит уголовная ответственность.
В Казахстане штраф за манипулирование рынком ценных бумаг составляет для физических лиц до 200 месячных расчетных показателей ($1500), а для юрлиц – от 300 до 500 МСП ($2250–3750) в зависимости от размера компании. В Беларуси штраф за незаконное использование информации составляет всего от 4 до 20 базовых величин ($50–253), зато за манипулирование рынком ценных бумаг – от 20 до 200, на юрлицо – от 50 до 500 базовых величин.
Например, совокупный объем торгов на фондовом рынке Московской биржи вырос с 54,5 трлн в 2020 году до 71,42 трлн ₽ в 2024 году (или с $755,6 млрд до $771,9 млрд), из которых 46,1% – операции с акциями. Однако капитализация российского рынка акций за это время выросла с 51,4 трлн до 58 трлн ₽, а в долларовом эквиваленте сократилась с $695,8 млрд до $577 млрд.
В то же время рыночная капитализация казахстанского рынка акций выросла с 19,1 трлн тенге в 2020 году до 32,9 трлн в 2024-м (или с $45,5 млрд до 62,8 млрд), а объем торгов акциями составил в прошлом году 298,2 млрд тенге ($56,9 млн). Также, по последним данным, рыночная капитализация фондовой биржи Армении (AMX) составила $872,36 млн в эквиваленте, Кыргызской фондовой биржи – около $1,86 млрд, а объем сделок на ней за прошлый год – 1,26 млрд (в 4 раза больше, чем в 2023-м).
Между тем, согласно опубликованным данным, в Беларуси общий объем сделок с акциями в прошлом году составил всего 485 млн рублей ($149,5 млн), из которых лишь 13,6% совершались на организованном рынке. Объем эмиссии акций ОАО составлял на конец года 46,1 млрд рублей (около $13,3 млрд), но оценить их рыночную капитализацию не представляется возможным.
Различия национальных фондовых рынков по уровню ликвидности и количеству и ассортименту предлагаемых инструментов могут существенно повлиять на тенденции перетока капитала из одних стран ЕАЭС в другие.
Накануне заседания межправительственного совета Совет Евразийской экономической комиссии представил согласованные предложения по гармонизации законодательства государств-членов в части терминологии, а также требований к рыночным посредникам на рынке ценных бумаг стран – участниц ЕАЭС.