После введения в Беларуси обязательных проверок отправлений для физических лиц сроки доставки, а также расходы перевозчиков на топливо, транспортные и складские операции увеличились.
За январь – март текущего года средний срок доставки грузов для личного пользования из России в Беларусь вырос в два раза.
«Например, перевозка по маршруту Москва – Минск теперь занимает четыре дня, тогда как годом ранее не превышала двух суток», – рассказал руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов Вадим Филатов на Международном экономическом форуме государств – участников СНГ.
Как сообщает портал Retail & Loyalty, срок доставки увеличился после введения в Беларуси обязательных контрольных проверок отправлений физических лиц из России и стран ЕАЭС. С 28 декабря 2023 года вступил в силу указ №297, который нацелен на предотвращение ввоза в страну запрещенных отправлений, включая беспилотные летательные аппараты (БПЛА).
«Теперь компания не может выдать грузы физических лиц без получения документов о проведении досмотра. Перевозчики сборных грузов вынуждены сначала доставлять их на склад для выгрузки коммерческих партий, а затем – повторно отправлять машину с грузами физлиц на досмотр», – заявил Вадим Филатов.
Он подчеркнул, что из-за роста расходов на топливо, транспортные и складские операции за январь – март стоимость доставки отправлений для личного пользования из РФ в Беларусь увеличилась на 10–30% (в зависимости от их весогабаритных характеристик) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Из-за увеличения сроков и стоимости перевозки ряд транспортных компаний отказалась принимать отправления для физлиц, остальные – увеличили тарифы, подчеркнул Вадим Филатов.
По его словам, чтобы избежать нехватки транспортных средств для доставки грузов жителей России и Беларуси, важно увеличить число пунктов досмотра в республике, которых сейчас не хватает. В первую очередь необходимо создать новые площадки в Гродненской и Брестской областях – значимых логистических узлах Беларуси.
Кроме того, необходимо ускорить заполнение документов. Сейчас перед проведением проверок компании вручную заполняют информацию о характеристиках грузов и адресах получателей. Если контрольно-надзорные органы вносят правки или уточнения, то компании вынуждены переделывать документы и повторно их отправлять. На этот процесс может уходить до суток.
Вадим Филатов отметил, что с 1 июля 2024 года Беларусь планирует запустить единую информационную систему учета и хранения данных на базе РУП «Белпочта». Компании будут заполнять информацию о товарах в электронной форме, что позволит автоматически передавать данные для контрольной проверки в Таможенный комитет и другие уполномоченные органы.
«Надеемся, что это нововведение поможет ускорить и упростить обмен информацией, а также снизить издержки из-за неверного оформления документов», – резюмировал глава Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов.