Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение
Где искать:
Везде
Банковские продукты
Курсы валют
Статьи
MYFIN Справочник
Компании
Банковские отделения
Услуги для бизнеса
Лизинг
Авто
Деньги в долг
Инвестиции

Транспорт: почему в Беларуси растут пассажирские перевозки, а грузовые проседают

Транспорт: почему в Беларуси растут пассажирские перевозки, а грузовые проседают
Фото носит иллюстративный характер, источник: freepik.com
Фото носит иллюстративный характер, источник: freepik.com

В условиях нынешних макроэкономических вызовов транспортная сфера Беларуси остается одной из самых уязвимых. На первый взгляд статистика выглядит неплохо: по данным Белстата, в январе-октябре 2025 года пассажирооборот вырос, а услугами транспорта воспользовалось больше людей, чем год назад. Но за аккуратными цифрами скрывается менее оптимистичная картина: пассажирские и грузовые перевозки движутся в разных направлениях, а устойчивость отрасли по-прежнему сильно зависит от внешней конъюнктуры и санкционного давления.

География как преимущество … и источник уязвимости

Транзитное положение Беларуси исторически предопределило особую роль транспорта в экономике. Белорусские земли веками служили коридором между Балтийским и Черным морем, между Западной и Восточной Европой. Транспортная отрасль напрямую опирается на географию, превращая ее в фактор конкурентоспособности.

Вообще транспорт можно поставить в один ряд с другими ключевыми естественными преимуществами Беларуси – наличием важных природных ресурсов (например, калийных удобрений) и относительно высоким качеством человеческого капитала. Эти вещи уже «вшиты» в экономику и сами по себе создают конкурентные преимущества.

Но там же, где есть преимущество, есть и уязвимость. В условиях напряженной геополитической обстановки и расширяющегося санкционного давления транспортная сфера стала одной из первых мишеней. Ограничения транзита, сложности с логистикой, изменение маршрутов – все это бьет по белорусским перевозчикам. Тем не менее отрасль пытается компенсировать выпадающие направления за счет переориентации на другие рынки и новые логистические цепочки.

Грузы и пассажиры: почему важно разделять два направления

Чтобы понять, что на самом деле происходит в транспортной сфере, недостаточно общей цифры. Белорусская статистика разделяет отрасль на две ключевые компоненты: грузовые и пассажирские перевозки. На оба сегмента одновременно давят санкции, изменения внешнего спроса, демография и внутренняя экономическая политика. Но реагируют они по-разному.

По данным Белстата, в январе-октябре 2025 года транспортная отрасль выглядела так:

  • Пассажирооборот составил 22 820,1 млн пассажиро-километров, или 106,6% к соответствующему периоду 2024 года.
  • Услугами пассажирского транспорта воспользовались 1 384,2 млн человек, что соответствует 101,8% к январю–октябрю 2024 года.
  • Грузооборот за тот же период составил 60 004,7 млн тонно-километров, или 96,9% к уровню прошлого года.

Иными словами:

Популярные бизнес-кредиты
Сбер Банк
Кредит за 2 часа
Сбер Банк
Ставка в год
индивидуально
Сумма
до 1 050 000 BYN
Срок
до 36 мес.
Поручители
Без залога
Инвестиции
В оборот
Рефинансирование
Решение сегодня
Подробнее
МТБанк
Бизнес-экспресс
МТБанк
Ставка в год
индивидуально
Сумма
до 1 100 000 BYN
Срок
до 36 мес.
Поручители
Без залога
Любые цели
Подробнее
Банк ВТБ (Беларусь)
Кучерявые возможности для бизнеса
Банк ВТБ (Беларусь)
Ставка в год
12 %
Сумма
до 400 000 BYN
Срок
до 60 мес.
Поручители
Залог от 200 000
Любые цели
Подробнее
  • пассажирские перевозки по объему работы (в пассажиро-километрах) растут достаточно заметно;
  • по числу перевезенных людей рост очень скромный;
  • грузовые перевозки демонстрируют снижение, пусть и не обвальное.

Разница между 106,6% по пассажирообороту и 101,8% по числу пассажиров – важный сигнал. Он говорит о том, что:

  • людей перевозят ненамного больше, чем год назад;
  • зато средняя длина поездки увеличилась.

Проще говоря, отрасль растет не за счет увеличения количества пассажиров, а за счет более протяженных маршрутов. Это может отражать:

  • развитие междугородних и международных направлений;
  • рост туристического и делового потока на дальние расстояния;
  • оптимизация структуры маршрутов внутри страны.

На этом фоне общая картинка выглядит умеренно позитивно. С учетом санкций, разнообразных «черных лебедей» последних лет и общего давления на экономику само по себе сохранение и небольшой рост пассажирских перевозок уже можно считать достижением.

Однако есть и важный риск: снижение покупательной способности населения в России (основном торгово-экономическом партнере Беларуси) способно в среднесрочной перспективе ограничивать возможности роста туристического потока. Если россияне в целом будут реже позволять себе путешествия, это неизбежно отразится и на белорусских перевозчиках.

С другой стороны, возможен и противоположный эффект: чем дороже и менее доступными становятся дальние зарубежные направления, тем больше часть туристов может искать более дешевые и близкие альтернативы. Беларусь в таком случае может выиграть, если сумеет правильно позиционировать себя как более доступное направление для отдыха и медицинского, культурного или событийного туризма.

Почему грузы «проседают»

С грузоперевозками ситуация менее благоприятная. Снижение грузооборота по итогам октября до 96,9% от уровня прошлого года означает, что:

  • грузовые перевозки по сути стагнируют,
  • за 10 месяцев 2025 года объем работы сократился на 3,1%.
Важно понимать: транспорт здесь лишь «зеркало» того, что происходит в экономике. Если, к примеру, белорусские продукты, стройматериалы или промышленные товары хуже продаются на российском рынке, то и возить их туда будут реже. Падение спроса на конечных рынках неминуемо превращается в снижение объемов перевозок.

Дополнительный фактор – транзит. Ограничения на западных границах, сокращение транзита в направлении ЕС, сложности с логистикой в условиях санкций – все это уменьшает грузопотоки через Беларусь. Часть объемов удается компенсировать переориентацией на другие направления, но полностью заменить прежние маршруты пока не получается.

Перспективы транспортной сферы в ближайший год зависят от крупных блоков факторов.

  1. Состояние белорусской экономики.
    Чем лучше будут чувствовать себя промышленность, строительство, торговля, экспортные отрасли, тем выше потенциальные объемы грузоперевозок. Транспорт здесь выступает обслуживающим звеном: нет роста производства и внешнего спроса — не будет и роста грузооборота.
  2. Транзит и границы.
    Улучшение ситуации на западных границах, расширение пропускной способности пунктов пропуска и возможная частичная нормализация транзитных маршрутов могли бы заметно поддержать грузовую составляющую. Любое «разморозивание» логистических коридоров между Востоком и Западом автоматически увеличивает значение Беларуси как транзитной территории.
  3. Состояние российской экономики.

От динамики российской экономики во многом будет зависеть, насколько интенсивно Россия сможет торговать как с Беларусью, так и с третьими странами через белорусскую территорию. Если внешнеторговая активность и платежеспособный спрос в РФ будут ослабевать, это неизбежно ударит по объемам экспорта и транзита, а значит — по белорусскому транспортному сектору. В случае же сохранения или роста спроса и логистической активности России Беларусь может выиграть за счет усиления своей роли в обслуживании этих потоков.

Для пассажирских перевозок ключевым станет сочетание:

  • динамики доходов населения в Беларуси и странах-партнерах,
  • способности поддерживать пассажирский транспорт в достаточно хорошем техническом состоянии и на приемлемом уровне сервиса
  • ценовой доступности Беларуси как туристического направления,
  • того, насколько активно страна сможет продавать свой туристический потенциал – прежде всего на восточном направлении.

Транспортная сфера Беларуси в 2025 году проживает в режиме адаптации. Свежая статистика показывает, что отрасли удается удерживать и даже слегка наращивать пассажирские перевозки, но грузовой сегмент остается под давлением. Главная интрига ближайших лет – хватит ли у экономики ресурсов, чтобы превратить естественное географическое преимущество из источник уязвимости, вновь в устойчивый драйвер роста.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку