Отказ от аналитических cookie-файлов
Отключение аналитических cookie-файлов не позволит определять предпочтения пользователей Сайта, в том числе наиболее и наименее популярные страницы и принимать меры по совершенствованию работы Сайта исходя из предпочтений пользователей.
Отказаться
Принять
Отказ от рекламных cookie-файлов
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию работы Сайта, исходя из предпочтений пользователя, а также осуществлять подбор рекламы, иных рекламных материалов по наиболее актуальному, подходящему назначению для каждого конкретного пользователя.
Отказаться
Принять
Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

«После самого сильного спада в истории начинается восстановление». Что происходит в сфере авиаперевозок

«После самого сильного спада в истории начинается восстановление». Что происходит в сфере авиаперевозок
Снимок носит иллюстративный характер. Изображение: unsplash.com
Снимок носит иллюстративный характер. Изображение: unsplash.com

Стали ли люди чаще путешествовать после отмены ковидных ограничений, как рост цен на сырую нефть влияет на стоимость авиабилетов и что делать, чтобы сэкономить на перелете, специально для Myfin.by рассказал Никита Корнеев, автор telegram-канала Investment dive.

С недавнего времени люди снова могут наслаждаться свободой путешествий, общением друг с другом, преодолевая самые разные расстояния. По прогнозам экспертов, к концу 2023 года спрос на авиаперевозки в большинстве регионов будет восстановлен до допандемического уровня или даже превысит его. На самом деле важность авиации стала абсолютно очевидной именно благодаря ограничениям, связанным с пандемией COVID-19. Люди осознали, что качество их жизни ухудшилось, а экономика пострадала.

Теперь же большинство признало жизненно важную роль авиации как экономического стержня, оказывающего финансовую помощь многочисленным сферам бизнеса.

Также стоит признать, что ограничения на поездки мало поспособствовали сдерживанию распространения вируса – об этом не так давно сообщила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Многим это было очевидно с самого начала, но большинство правительств проигнорировали разумный совет ВОЗ.

Грузовые авиаперевозки

Авиаперевозки быстро восстановились в 2021 году, опередив темпы роста международной торговли товарами, но в начале этого года показатели вновь снизились. Такой дисбаланс роста показателей объясняется тем, что спрос на товары резко вырос и зачастую предприятиям не хватало запасов для его удовлетворения, что побуждало их чаще обращаться к грузовым авиаперевозкам для быстрого пополнения запасов. Этот цикл начал сокращаться в конце 2021 – начале 2022 года, поскольку восстановление экономической активности замедлилось, а инфляция начала расти. Грузовые авиаперевозки продолжают расти в годовом исчислении, но их рост явно замедлился во второй половине 2021 года и вполне может снизиться еще больше в течение 2022 года.

После худшего периода спада в истории авиационной отрасли начинается восстановление. Ожидается, что в этом году убытки в этой сфере сократятся до $9,7 млрд по сравнению с $42,1 млрд в 2021 году. И это значительно меньше, чем потери 2020 года – около $137,7 млрд.

Энергетический кризис

Цены на авиационное топливо и сырую нефть заметно выросли в 2021 и в начале 2022 года, что оказало давление на и без того напряженные финансы авиакомпаний. Связано это с быстрым восстановлением экономической активности в 2021 году, что привело к неуклонному росту спроса и, соответственно, цен на нефть. Первоначально разрыв между ценами на сырую нефть и авиатопливо был незначительным, но с середины прошлого года он увеличился. Ситуация в Украине, глобальная экономическая активность и недостаточное предложение сырой нефти привели к еще большему скачку цен в начале этого года, что спровоцировало достижение рекордных показателей стоимости. Так, с начала года цены на сырую нефть выросли на 9,8 %, с $70,55 до $77,48 за баррель.

Представители Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) считают, что оптимальным решением проблемы может стать «устойчивое авиационное топливо» (Sustainable aviation fuel, SAF).
SAF – это передовое авиационное топливо, используемое в реактивных самолетах и сертифицированное как экологически безопасное.

Существует 2 типа SAF:

  • синтетическое – получают из диоксида углерода и воды, обычно с применением электролиза;
  • биотопливо – получают путем преобразования биомассы из растительных и отработанных масел, животного жира, отходов сельского хозяйства, целлюлозы, водорослей, сырья для производства сахара и крахмала.

Такое топливо имеет низкий углеродный след. Применение SAF позволяет сократить выбросы парниковых газов на 80%, а также сократить регулярные расходы авиакомпаний. Производство и утилизация SAF считаются не только экологичными, но и более дешевыми в сравнении с себестоимостью классического авиакеросина.

«Волатильность энергетических рынков подчеркивает необходимость еще более быстрого перехода на устойчивое авиационное топливо (SAF)», – считает Уильям М. Уолш, генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта.

Кроме неконтролируемого роста цен на энергоносители, авиакомпании страдают от увеличения стоимости новых самолетов и их обслуживания. Несмотря на недавнее снижение цен, энергоемкий алюминий стоит примерно на 36 % дороже, чем три года назад. Это ключевая проблема, учитывая, что авиационные фюзеляжи в основном изготовлены из этого металла.

Также есть угроза срыва поставок титана, другого металла, используемого в авиастроении, который часто применяется для производства реактивных двигателей. Россия, которая ограничила экспорт некоторых ключевых товаров, является третьим по величине производителем титана в мире. Решение проблемы можно попробовать найти в Восточной Азии. Китай является крупнейшим производителем титана, контролируя более половины мировых поставок. Однако отношения между коммунистической страной и Западом быстро ухудшаются. В случае нарастания напряженности, проблемы с поставками титана могут усугубиться и привести к дальнейшему подорожанию авиалайнеров.

Экономия ценой безопасности

Стало известно, что авиакомпании и регуляторы предлагают оставить в кабине пассажирских самолетов одного пилота вместо двух, что позволит снизить расходы компаний и справиться с дефицитом кадров. Более 40 стран обратились в Международную организацию гражданской авиации ООН (ИКАО) с просьбой помочь сделать такие полеты безопасными. Сообщается, что Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) уже работает над этим вопросом. Регулятор ожидает, что соответствующие новые правила могут заработать с 2027 года.

Выкарабкаться из такой сложной ситуации смогут только эффективно управляемые авиакомпании

Например, ирландская Ryanair Holdings (NASDAQ: RYAAY), крупнейшая авиакомпания Европы по количеству перевозимых пассажиров, выделяется из толпы, хеджируя 80 % приобретаемого топлива и тем самым защищая себя от волатильности цен. Хедж Ryanair позволяет фиксировать топливные расходы на уровне около $65 за баррель для покрытия 80 % своих потребностей до первого квартала 2023 года. В это время другие компании приобретают топливо по цене значительно более высокой – от $77,48 за баррель. Это не только отличает компанию от конкурентов, но и дает дополнительные возможности для роста бизнеса.

Также Ryanair сохранила большую часть своей рабочей силы, когда другие сократили численность персонала во время пандемии, чтобы сэкономить. Эти шаги поставили компанию в сильное положение, так как теперь конкуренты испытывают сложности с поиском высококвалифицированных кадров, чтобы справиться со всплеском спроса на авиаперевозки. Ryanair планирует перевезти 166,5 млн пассажиров за 2023 год по сравнению с 97,1 млн, зарегистрированными за 10 месяцев этого года. Сейчас компания совершает более 3 тыс. авиарейсов каждый день и не планирует уменьшать их число.

Вопрос: как цена авиационного керосина, срыв поставок титана и хеджирование нефтяных цен влияет на стоимость моего отпуска?

Ответ: самым прямым образом. Наверное, вы уже догадались, что стоимость авиабилета складывается из затрат на лизинг и техническое обслуживание авиатехники, услуги аэропортов, зарплаты персонала, аэронавигацию и прочего. Но самая значительная часть (на нее приходится около 40 %) – затраты на керосин. Таким образом, динамика цен на билеты неразрывно связана с волатильностью на рынках энергоносителей. Например, самый дешевый билет на самолет из Варшавы в Берлин на 1 февраля 2023 года обойдется белорусу в 299 рублей без учета багажа, тогда как ровно год назад на такой же маршрут потребовалось бы потратить в два раза меньше денег.

Несколько советов, как не отказываться от путешествия и стараться на нем сэкономить. Авиабилеты выгодно покупать заранее, но иногда до последнего не знаешь, получится ли уехать. Или наоборот – повод для поездки появляется неожиданно. Тем не менее в арсенале путешественников должно быть несколько лайфхаков:

  1. Следите за скрытыми платежами. Зачастую в стоимость билета не включен провоз багажа, так авиакомпании пытаются снизить вес самолета и тем самым сэкономить топливо.
  2. Выбирайте недорогие направления или ищите варианты с пересадкой.
  3. Используйте мили, банковские карты с кешбэком или промокоды, чтобы вернуть часть потраченной суммы.
  4. Подключите сервис отслеживания цены и ловите горячие предложения.
  5. Не привязывайтесь к определенной дате, так как даже 1-2 дня дня могут сэкономить вам приличную сумму.
  6. Посмотрите билеты в соседний аэропорт.
  7. Проверьте цены на билеты туда и обратно по отдельности, ведь иногда на вас пытаются заработать именно на пути домой.

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале. Подпишись!

Связаться с редакцией: @myfinby_bot

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все