В ЕАБР оценили ситуацию в экономике Беларуси, России и других стран региона. В еженедельном макрообзоре говорится и о перспективах по ряду экономических позиций, в том числе по инфляции. Золотовалютные резервы Беларуси за май снизились, отметили в ЕАБР.
В Беларуси
Золотовалютные резервы Беларуси за май 2023 г. снизились на 0,96 млрд долларов (или 1,2%) и составили 7,87 млрд долларов на начало июня 2023 г.
Аналитики ЕАБР отмечают, что сокращение с начала года остается незначительным: 0,57 млрд долларов, или 0,7%. Национальный банк Республики Беларусь намерен обеспечить уровень резервов не ниже 6 млрд долларов на конец 2023 г.
В России
Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 7,5%. «Мы ожидаем, что ЦБ и далее сохранит нейтральную денежно-кредитную политику. Инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий остаются на повышенном уровне. В целом баланс рисков для инфляции еще больше сместился в сторону проинфляционных. В базовом сценарии мы исходим из неизменности ключевой ставки в 2023 г. При этом риски смещены в сторону ее повышения до конца года», – говорится в обзоре ЕАБР. По мнению аналитиков банка, многое будет зависеть от динамики бюджетных расходов. Начало поэтапного снижения ключевой ставки ожидается в 2024 г. К концу 2025 г. ставка может снизиться до уровня около 6,5%.
В Казахстане
Сводный индекс PMI Казахстана в мае составил 53,2 пункта после 53,3 месяцем ранее. Усиление притока новых заказов мотивирует производителей в секторах обрабатывающей промышленности и услуг увеличивать производительность. С другой стороны, компании все еще опасаются ухудшения ситуации с поставками в глобальных цепях и, как следствие, роста инфляции. «По нашим оценкам данные факторы риска будут ослабевать в оставшейся части года, и ВВП Казахстана вырастет на 4,3% в 2023 г.», – сообщили аналитики ЕАБР.
Дефицит государственного бюджета Казахстана в январе — апреле 2023 г. составил 0,5 трлн тенге. Годом ранее сложился профицит на уровне 0,2 трлн тенге. Темпы роста расходов (27,1% год к году) опережали динамику доходной части бюджета (14,6% год к году). В текущем году рост налоговых поступлений замедлился в условиях более низких мировых цен на нефть и снижения стоимостного объема экспорта топливно-энергетических материалов и металлов. Наряду с этим объем трансферта из Национального фонда сократился на 8,1% год к году. Рост расходов государственного бюджета во многом связан с повышением заработной платы работников бюджетной сферы, увеличением социальных выплат и объемов обслуживания государственного долга, говорится в обзоре.
В Армении
Инфляция в Армении в мае замедлилась до 1,3% год к году после 3,2% год к году месяцем ранее. Такой динамике способствовало снижение цен в продовольственном сегменте (-2,1% год к году в апреле после 1,2% месяцем ранее) и ослабление роста цен на непродовольственные товары и услуги. Значительное замедление преимущественно связано с высоким уровнем инфляции в аналогичном периоде прошлого года. Основными факторами, ограничивающими рост цен, выступают укрепление курса армянского драма и ослабление внешнего ценового давления на импортируемые товары. «Рост цен может быть несколько ниже целевого ориентира (4+/-1,5) Центрального банка Республики Армения в оставшейся части года. Мы прогнозируем инфляцию вблизи 2,5% год к году к концу 2023 года», – сказано в обзоре ЕАБР.