Ограничения со стороны некоторых автопроизводителей постепенно уменьшаются. На российский рынок вполне официально начали возвращаться авто из Южной Кореи и Японии. Стоит ли ждать белорусам в ближайшее время возвращения европейских авто на рынок? Узнали у экспертов.
Японские и немецкие автомобили последние 40 лет доминировали на отечественном рынке. Традиционными при выборе нового авто для белорусских автолюбителей стали такие марки, как Toyota и VW. Но за последние два года ситуация на глобальном рынке резко изменилась: в том числе из-за экономических санкций произошел сдвиг полюсов в пользу Китая.
По последним оценкам, в этом году поставки новых китайских авто в Россию приблизятся к 1 млн единиц. Как подсчитали аналитики, доля таких авто за последние несколько лет выросла с 9 % до 67 %, т. е. потери от ухода с российского рынка обернулись для западного автопрома сотнями тысяч утерянных лояльных клиентов и примерно $14 млрд упущенной прибыли только на продажах, не говоря уже о других последствиях санкционной войны.
Возвращение утраченных позиций смогло бы серьезно оздоровить ситуацию, с которой сегодня столкнулись европейские производители, вынужденные закрывать заводы, чтобы сохранить производство. Здравый смысл, однако, скован внешней политикой США, ЕС и Японии, хотя некоторые сдвиги уже наблюдаются.
Что происходит?
В середине ноября южнокорейская KG Mobility дала ясно понять, что готова возобновить поставки популярных моделей автомобилей на российский, а значит, и белорусский рынок. Дистрибьюцией продукции KGM занимается «РЭКС Моторс». Сейчас в России возобновляет работу дилерская сеть, которая в начале 2025 года начнет продажи популярных моделей – кроссоверов Tivoli Rexton и Korando.
Глава консалтинговой группы Ульф Шнайдер заявил в то же время, что BMW и Mercedes готовы вернуться на оставленный рынок, и немецким властям необходимо им в этом помочь – разрешить подавать автомобили в России и Беларуси.
Япония смягчила ограничения по поставкам в Россию гибридных моделей своих производителей, решение касается мягких гибридов с объемом двигателя до 1,9 литра, которые теперь разрешили продавать россиянам со вторичного рынка. Правда, вместе с этим решением были ужесточены санкции в отношении банков, которые осуществляли транзакции между поставщиками и покупателями.
Чего ждать?
Официальное возвращение на российский рынок южнокорейской марки, пусть не такой популярной, как Kia, – явный сигнал на потепление. Это пробный проект, за которым могут последовать и другие. С возвращением Дональда Трампа в Белый дом стоит ожидать новых ограничений для импортеров автомобилей в США, которые, по заявлению 47-го президента, займутся восстановлением собственного автопрома.
Стоит ли в сложившейся ситуации ждать послабления санкций, рассказал автоэксперт, главред «За рулем» Максим Кадаков:
– Во-первых, разговоры будут идти безрезультатно до тех пор, пока не начнут рушить санкционный забор. Пока остаются санкции, конечно, никакой торговли вне зависимости от разговоров не будет. BMW, Mercedes, Volkswagen, Audi – это все немецкие компании, они должны подчиняться немецкому законодательству, Германия – часть Евросоюза. Либо в ЕС должен наступить какой-то раскол, когда каждая страна скажет: «А нам плевать на санкции, мы с Россией начинаем торговать», либо санкции должны отмениться полностью или частично.
До тех пор, пока одно из этих событий не произойдет, конечно, никакой прямой торговли не будет. Но если предположить, что завтра вдруг Европа вскладчину с США отменяет все санкции против России, то в течение года, может быть, полутора, ведущие немецкие компании вернутся к нам с продажами машин. Дилеры, я вас уверяю, выстроятся в очередь. Клиенты никуда не пропали. Дилерские центры не пропали, даже если там вывеска сменилась. Оборудование, специалисты – всё есть.
Скорой отмены санкций ожидать не стоит, поэтому в ближайшее время всё останется как есть. Это означает, что сохранится параллельный импорт. Если с японскими и корейскими марками путь покупки автомобиля даже на вторичном рынке по-прежнему долог, то приверженцы европейских марок все чаще используют пути поставок не напрямую из ЕС, а из Турции и Грузии. К слову, в Тбилиси с 2025 года откроется первый шоурум Bentley.
Что в перспективе?
Что касается Турции, которая стремится стать европейским автохабом, то это направление, которым сегодня активно пользуются поставщики запасных частей для сервисов России и Беларуси, может в перспективе быть связующим звеном между европейскими производителями и нашими потребителями. Не сложно организовать поставки в Турцию Skoda из Индии, где недавно выпущены недорогие и привлекательные по характеристикам модели бренда, а также из Венгрии, которая становится электромобильным центром Европы с запуском предприятий BYD и BMW.
Не стоит уменьшать и роль китайского автопрома в насыщении нашего рынка новыми предложениями. Китайские автомобили, на которые еще десяток лет назад мы смотрели как на чудо инженерии и дизайна, годное разве что для дальневосточных окраин, очень динамично входят в нашу жизнь, особенно это касается электрокаров.
И, наконец, не стоит забывать, что белорусский производитель «БЕЛДЖИ» успешно решает задачи по локализации производства, что скажется и на модельном ряду, и на стоимости конечной продукции. На предприятии стремятся адаптировать модели для наших автолюбителей. Так, на днях стало известно, что Belgee S50 скоро будет выпускаться с силовой установкой, способной работать на метане. Очень скоро здесь выйдет и первый серийный отечественный электромобиль.