В 2024 году ситуация на российском рынке маркетплейсов значительно ухудшилась. Средний показатель рентабельности бизнеса снизился с 15-25% в начале года до 8-15%. Это означает, что из каждого рубля выручки остается всего 8-15 копеек чистой прибыли. Такие оценки приводитАнна Фомичева, эксперт-практик ВЭД.
Причины такой ситуации эксперт видит в высокой конкуренции, в том, что средний чек не вырос, а затраты в виде расходов на товары и услуги маркетплейсов увеличились на 30-35%.
Чего ждать в новом году? По оценке Фомичевой, с введением НДС в 2025 году рентабельность у селлеров сократится как минимум вдвое — то есть составит от 4 до 8% максимум.
В условиях роста ключевой ставки и, как следствия, ставок по кредитам селлеры теряют возможность привлекать необходимое финансирование и использовать внешний оборотный капитал. Это значит, что единственным возможным инструментом для развития бизнеса остается реинвестирование собственного капитала, что также приведет к снижению рентабельности и может вызвать стагнацию всей отрасли.
Эксперт обращает внимание на то, что специфика бизнеса на маркетплейсах требует значительных вложений в товар перед началом сезона. Без кредитного плеча при низкой рентабельности это становится практически невозможным. Приостановка деятельности может привести к росту числа банкротств, учитывая высокий уровень закредитованности.
«Поставщики уже закупили товар для сезона продаж, который начнется в феврале-апреле 2025 года. Эти закупки были сделаны еще летом 2024 года, когда экономика не учитывала увеличение налоговой нагрузки. Без надежных связей с поставщиками, отсрочек по кредитам в Китае, а также лучших цен на рынке двигаться дальше не получится», — предупреждает эксперт.