Королевские гонки в классе «Формула-1» переживают эпоху ренессанса. После длительного затишья они генерируют рекордную прибыль и интерес. До финиша сезона-2024 осталось три сессии, и впереди нас ждет увлекательная развязка.
Как выглядит кампания 2024 года
В 2024 году осталось провести три сессии — гран-при Лас-Вегаса (23 ноября), гран-при Катара (1 декабря) и гран-при Абу-Даби (8 декабря). Европейские этапы завершились еще в середине сентября. Последним из таковых стал гран-при Баку. Стартовал же сезон 2 марта гонками в Бахрейне.
Чем обусловлен рост и какова его математика
Нынче "Формула-1" на подъеме — после продолжительного периода безвременья. Минувший сезон выдался рекордно прибыльным. Годовая выручка составила 3,2 млрд долларов — на 700 млн долларов больше, чем в кампании-2022. Выросла и чистая прибыль — до 297 млн долларов.
Бурно росли аудиторные показатели. В общей сложности гонки посетили 6,15 млн человек, а по официальным каналам за ними наблюдали почти 1,5 млрд зрителей. Количество подписчиков в социальных сетях выросло до 71 млн пользователей. Примечательно, что наиболее бурно росла женская аудитория — особенно в возрастной категории "до 35 лет".
Статьи доходов условно делятся на три категории. К первой относится выручка от проведения гонок — в основном продажа билетов и лицензионные взносы. Ко второй — продажа медиаправ (по этой статьей в 2023 году выручка впервые перевалила за один миллиард долларов). К третьей — доходы от спонсоров.
Ренессанс связывают с переходом серии к американской компании "Либерти Медиа". Отныне открыта и коммерческая сторона вопроса, ведь новая "метла" торгует на бирже NASDAQ. Главный драйвер успеха — гран-при Лас-Вегаса. Компания самостоятельно купила землю, возведя на ней необходимую инфраструктуру.
Гонка-2024 состоится в предпоследний уик-энд ноября, а пилот-2023 имел ошеломляющие показатели. Организаторам в дни гран-при удалось привлечь 145 тысяч новых посетителей, которые потратили в среднем около 4000 долларов в сутки. За гоночную сессию потребительские траты составили примерно 561 млн долларов.
Кто претендует на роль короля автогонок
Действующий чемпион мира — спортсмен из Нидерландов Макс Ферстаппен. Он же лидирует и в нынешнем первенстве, набрав 393 очка. 27-летний Ферстаппен выиграл восемь гонок из двадцати одной. В том числе, последнюю — в бразильском Сан-Паулу. До этого, правда, нидерландец не мог победить на протяжении десяти уик-эндов подряд, то есть лидерство ему обеспечивает бурный старт сезона. Еще радикальнее выглядит распределение побед в квалификации. Первая позиция у Ферстаппена была в семи гонках сезона, начиная со стартовой, а в последующих четырнадцати он добивался успеха лишь однажды.
Второе место в общем зачете везет британский спортсмен Ландо Норрис — 331 балл. Отставание от лидера существенное, но шанс на чемпионство еще остается. У 24-летнего Норриса всего три победы в сезоне, но подиумов (попаданий в тройку) лишь на один меньше, чем у главного конкурента. Важно отметить прогресс британца. Этот сезон для него шестой в "Формуле-1", однако первая победа случилась только в мае 2024-го (гран-при Майами). Лучшее квалификационное время до нынешней кампании у Норриса было лишь раз (в 2021-м), а сейчас — семь успехов.
Третья сумма баллов нынче у спортсмена из Монако Шарля Леклера — 307. В теории у него тоже остается шанс стать чемпионом мира. Но, скорее, 27-летний гонщик в борьбе за вторую позицию. На ней он финишировал два года назад, и сейчас график набора очков даже чуть лучше.
Пуще всего Леклеру удалась гонка в родном Монако, которая считается одной из самых сложных в туре. Она проходит не по треку, а по городским улицам, что придает добавленную стоимость. Соревнования в Монте-Карло проводятся с 1929 года. Чаще всего в них побеждал легендарный бразилец Айртон Сенна — шесть раз. Из ныне соревнующихся гонщиков только Ферстаппену удалось занять первое место больше одного раза — дважды.
Отдельного абзаца заслуживает ветеран Фернандо Алонсо. 43-летний испанец — двукратный чемпион мира. Правда, последняя его победа с толстым налетом времени — сезон-2006. В 2017-м Алонсо ушел из "Формулы-1". Участвовал в гонках на выносливость и в ралли-марафонах. Три года назад испанец вернулся, но уже не мог рассчитывать на место в наиболее скоростных болидах. Ныне он гоняется за "Астон Мартин-Мерседес", выжимая невозможное. В минувшей кампании Алонсо финишировал в общем зачете четвертым, а сейчас занимает девятую позицию.
Какие болиды в споре за роль лучшего
В Кубке конструкторов — споре команд — ситуация куда более запутанная. "Ред Булл-Хонда", за которую гоняется Ферстаппен, пока только третья. Ибо партнер нидерландца — мексиканец Серхио Перес — приносит куда меньше очков, чем лидер общего зачета. В сводной классификации он находится лишь на восьмом месте. В двух гонках Перес вовсе не доехал до финиша, еще в трех не получил зачетных баллов.
Лидирует же в Кубке конструкторов "Макларен-Мерседес". За эту команду гоняется Норрис, а также австралийский спортсмен Оскар Пиастри. В личном зачете он на четвертом месте — с двумя победами в гонках. Пиастри проводит в "Формуле-1" лишь второй сезон, и его относительный успех для многих стал большим сюрпризом.
Серебряную позицию за три тура до финиша занимает "Феррари". В паре с Леклером за команду выступает Карлос Сайнс. Из-за проблем со здоровьем испанец пропустил вторую гонку сезона — в Саудовской Аравии его место занял британец Оливер Берман. 30-летний Сайнс — потомственный автогонщик, его отец дважды становился чемпионом мира по ралли.
Сколько зарабатывают ведущие автогонщики
Зарплатный фонд двадцати пилотов самых престижных гонок на планете составляет 268 млн долларов. Речь идет о гарантированных обязательствах — без учета коммерческих сделок и личных контрактов. Чуть более двадцати процентов от названной суммы (55 млн долларов) забирает Ферстаппен.
На втором месте (45 млн долларов) британец Льюис Хэмилтон, которому сезон не удается. Семикратный чемпион мира пока занимает рекордно низкое место в карьере — седьмое. А выборка впечатляет. Для Хэмилтона нынешний сезон семнадцатый на веку, причем без перерыва.
На третьей позиции по чистой зарплате Леклер — 34 млн долларов. Причем его контракт с "Феррари" долгоиграющий — до 2029 года. Ни у кого из коллег нет на руках столь длительного договора.
Ветеран Алонсо зарабатывает 18 млн долларов, столько же — британец Джордж Расселл, гоняющийся в паре с Хэмилтоном за "Мерседес". "Макларен" оценивает своего лидера Норриса на 20 млн долларов в год.