Еще полгода назад найти китайскую валюту в обменных пунктах Минска было не так-то просто. Однако за это время Нацбанк Беларуси включил юань в валютную корзину. Мы прошлись по обменникам и узнали, есть ли сейчас спрос на валюту Поднебесной.
Сперва мы направились к обменникам у железнодорожного вокзала. Место людное, клиентов за день множество, рядом – филиалы БГУ, где учатся иностранные студенты, в том числе из Китая. Если юань есть в белорусских обменниках, то определенно здесь.
– Юанем особо не интересуются, поэтому его у нас и нет, – прокомментировала сотрудница «Технобанка». – Если сдают – появляется, и то немного. Если хотите купить, лучше идите в головной офис, или проверяйте заранее, в каком отделении есть эта валюта.
У обменника сталкиваемся с молодым человеком по имени Максим – спрашиваем, не нужны ли ему, случайно, юани.
– Я работаю в Германии, поэтому из валют ориентируюсь только на евро, – объясняет Максим. – Юань мне не особо интересен. Да и китайское направление ни разу не рассматривал всерьез.
Своей очереди в обменный пункт дожидается еще один мужчина. Он представляется Сергеем и на наш вопрос про юань искренне удивляется.
– Юань? Нет, вообще никак не интересует. Сбережения храню в долларах, в евро.
После разговора с Сергеем направляемся к следующему обменнику. Пока ждем своей очереди, общаемся с клиентами банка – Екатериной и Евгением.
– Для меня юань вообще незнакомая валюта, мне она не нужна, – отвечает Екатерина.
– Юань пока не вызывает особого доверия, валюта очень непривычная, – дополняет Евгений. – Продолжаем ориентироваться на доллар и евро. Так проще и удобнее, и пока для нас ничего не изменилось настолько, чтобы мы смотрели в сторону юаня.
Слова наших собеседников косвенно подтверждают в обменном пункте «МТБанка»: валюту КНР мы и здесь не обнаружили.
– Китайским юанем интересуются очень редко. Он вообще не везде есть, только в определенных точках, – добавляет работница обменника.
Этажом ниже встречаем гражданку КНР. Имя нам узнать не удалось, но с помощью онлайн-переводчика собеседница рассказала, что с юанями в Минске ситуация сложная: приходится побегать по городу, чтобы его найти.
Следующие наши собеседники Андрей и Александра приехали в Минск из Мозыря. Шутливо говорят, что «на периферии до юаня дела нет».
– Если и храним сбережения, то в долларах или белорусских рублях. К восточной валюте вообще не присматривались, – говорит Андрей.
Мы не отчаиваемся и продолжаем искать человека, который хотя бы приглядывался к китайской валюте. И нам везет. Возле метро встречаем женщину по имени Оксана. Она единственная из наших собеседников всерьез задумывается над тем, чтобы вложиться в юани.
– Моя молодость пришлась на 90-е, поэтому я предпочитаю хранить сбережения в иностранной валюте – она не подвержена такой инфляции, как белорусский рубль. Выбираю из доллара, евро и юаня.
– Сейчас много слышу о том, что из-за нестабильной ситуации в мире непонятно, что будет с евро. Поэтому все больше смотрю в сторону юаня. Китайская экономика на подъеме, у нас расширяются экономические связи, инфляция у этой валюты небольшая, – приводит доводы Оксана.
По словам женщины, часть денег, которые раньше она бы перевела в доллары, в ближайшее время вложит в юани.
– Но тратить время и ходить по обменникам не хочу. Скорее всего, попробую открыть в юанях счет, – заключает собеседница.
Подходим к пункту обмена валют «Беларусбанка», который находится на цокольном этаже вокзала. Здесь тоже юаней нет даже для того, чтобы обменять небольшую сумму. Но, по словам местной работницы, китайская валюта в их обменнике периодически появляется – сказывается месторасположение обменника.
– Бывает, что каждый день про юани спрашивают. И делают это именно белорусы, не китайские студенты. Но за последние несколько месяцев я повышенного внимания к юаню не заметила. Все, как обычно, интересуются долларом и евро.
Уже в метро мы знакомимся с молодой мамой по имени Марианна. Она, как и большинство наших собеседников, китайской валюте пока не доверяет.
– Она неизвестная, никак себя не зарекомендовала. Вложить-то можно, а как изъять – вопрос. Поэтому пока я по-прежнему предпочитаю евро и доллар.