
- Про возраст в бизнесе
- Сроки окупаемости проекта
- Выгодно ли привлекать кредит
- Цена и срок ремонта
- Как выбрать помещение под кофейню
- Почему кофейня сегодня – не просто про «попить кофе»
- Основной продукт и средний чек
- Сложно ли работать с зумерами
- Как избежать конкуренции между лидером и управленцем
- Что общего между предпринимателем и спасателем
Открыть кофейню сегодня – не просто бизнес, это «битва» за форматы: кофе и книги, раф на миндальном среди виниловых пластинок или кокосовый латте в атмосфере пляжного бара.
Что учесть для успешного запуска проекта в условиях высокой конкуренции? Зачем в кофейне тапочки для посетителей?
Расспросили Ивана Морза, владельца «Пространства», о выборе идеальной локации, цене ремонта, окупаемости проекта и о том, выгодно ли брать кредит на развитие бизнеса.
Мы договорились встретиться с Иваном в кофейне. Район «Минск-Мир» – бесконечные новостройки, разноцветные дома с торговыми точками, пиццериями, цветочными магазинами и местами «про кофе» на первых этажах. Именно здесь наш герой, не имея первоначального капитала, на деньги инвесторов и привлеченный кредит решил открыть «место, где все можно» (таков девиз заведения).
У входа меня встречает энергичный молодой человек тридцати лет с не характерным для белорусов разрезом глаз. Беззастенчиво интересуюсь, не татарские ли у него корни.
– Нет! – улыбается Иван. – Я родом из деревни под Барановичами. Хотел спасать людей, поэтому после школы поступил в институт МЧС. Отучился, отработал пять лет. Затем было агентство недвижимости, после чего, следуя за мечтой иметь свое заведение, открыл кофейню в Минске. Я был бы рад заняться ресторанным бизнесом, но в этом случае речь идет о совсем других цифрах.
Про возраст в бизнесе
– Иван, вам тридцать, в бизнесе вы уже пару лет. На ваш взгляд, начинать собственное дело нужно «чем раньше, тем лучше» или набравшись опыта?
– У молодых людей больше энтузиазма: можно дать шанс самой безумной идее. Когда становишься старше, пропускаешь каждый замысел через призму собственного, как правило, негативного опыта. К тому же у молодого бизнеса больше шансов получить поддержку государства или банка, например.
Беларусбанк снизил ставку по кредитам для предпринимателей в возрасте до 31 года.
В рамках специального предложения банк выдает микрокредиты «Микро-Бизнес Старт», «Микро-Бизнес Оборот» и «Микро-Бизнес Овердрафт» по сниженной процентной ставке 9,25% (ставка рефинансирования Национального банка Беларуси, уменьшенная на 0,5 процентных пункта).
Специальное предложение «Дело молодых» доступно индивидуальным предпринимателям до 31 года и частным коммерческим организациям, чьи учредители с долей собственности более 25% моложе 31 года. Подробнее здесь.
Сроки окупаемости проекта
– Вы сказали, что кофейня окупилась всего за полтора года.
– Да, «Пространство» открывалось на деньги инвесторов и кредитные средства. Мы вышли в плюс через полтора года. Ремонт делали два месяца – такой срок я для себя установил, исходя из экономической целесообразности. Чем дольше занимает процесс подготовки к открытию, тем больше надо оборотных средств, чтобы поддерживать неработающее заведение.
Выгодно ли привлекать кредит
– Выгодно ли привлекать кредит?
– Это зависит от состояния экономики и процентной ставки. Свой я брал на пять лет, первоначально под 11 %. Это выгодно, ведь маржинальность нашего бизнеса – около 20 %. Срок возврата кредита зависит и от стратегии собственника: можно погасить долг побыстрее, а можно «растянуть удовольствие». Нужны просчеты.
Мы продолжаем беседу. На часах около одиннадцати утра. Окна с видом на оживленную остановку общественного транспорта заливает осенним солнцем. В заведении на тридцать шесть посадочных мест в это время пьют кофе человек семь. При этом трафик – словно в час пик в кафе с бизнес-ланчем (при том, что на витрине кофейни только десерты, блинчики и легкие сэндвичи).
За соседним столиком – пара. Молодой человек, услышав, что у Ивана берут интервью, произносит: «Спасибо за это место, я за вами в TikTok слежу». Интересуюсь, как часто эта пара заходит в «Пространство», и удивляюсь ответу: «Мы тут регулярно, хотя живем в другом районе». Предлагаю поучаствовать в разговоре и поделиться мнением о заведении, но молодые люди смущенно отказываются, давая понять: «Что еще можно добавить? Мы же здесь».
Цена и срок ремонта
Теплые тона, дерево, приглушенный свет, продуманное зонирование (есть одиноко стоящее кресло, в котором можно подумать о жизни, столик на четверых для семейных пар и на двоих, высокий остров, за которым удобно расположиться с ноутбуком, барная стойка вдоль окна и даже подвесное кресло и качели). Под каждым столиком – розетки для тех, кто приходит в кафе поработать. Радуют и интересные детали интерьера – например, настенная лампа из кофейных стаканчиков, а также неоновые вывески на реечных панелях: «Место, где все можно», «Сейчас самое время» и «Все уже хорошо».
– Как удалось уложиться в столь сжатый срок ремонта – всего два месяца?
– Ввиду ограниченного бюджета пришлось ускориться. Я четко понимал, что хотел, поэтому заранее распланировал все этапы ремонта. Многое делали своими руками, привлекали знакомых и друзей, работали 24/7. Помню, как под светом прожекторов ночью разводили электрику. Приходилось договариваться с соседями, ведь шумные работы после 19:00 в будни и в выходные запрещены.
– Давайте пройдемся по ценам.
– Ремонт обошелся в среднем около 500 долларов за квадрат. Здесь 75 м2. Изначально я рассчитывал «вписаться» в 30 000 долларов, но сработала классическая формула «добавь 30 % сверху». В итоге ремонт обошелся в 45 000 долларов. Здесь же заложены расходы на оборудование, маркетинг, обучение специалистов, разработку меню и другие сопутствующие вещи.
Как выбрать помещение под кофейню
– Когда подбирали помещение под кофейню, чем руководствовались?
– Главное – локация, проходимость. Я сам живу в «Минск-Мире» и имею опыт работы агентом по недвижимости, поэтому прекрасно понимаю особенности района и целевую аудиторию.
Район молодой, проживают в основном люди 25–40 лет, часто с детьми. Квартиры по площади небольшие, поэтому пригласить гостей – так себе вариант, лучше куда-то сходить. Я понимал, что здесь нужно именно большое пространство и зонирование под каждую категорию клиентов: фрилансеров, гостей с маленькими детьми, молодежь.
Прежде чем открыться, я разложил план строительства района, отметил на карте год сдачи каждого дома, остановки общественного транспорта, выходы из метро. Ориентировался на трафик. За углом, например, уже не такая проходимость, как здесь. Исходя из этого планировал, где именно сделать вход в заведение. В результате у нас их два, и оба – безбарьерные. Я еще на этапе дизайн-проекта подумал об инвалидах и мамах с колясками – знаю, что высокие ступеньки могут создать сложности для них.
Так что благодаря локации можно сказать, что целевая аудитория кофейни – 98 % жителей района.
Почему кофейня сегодня – не просто про «попить кофе»
– Вы говорили, что важна именно атмосфера.
– Кофейная сфера в целом изменилась. Люди теперь приходят за атмосферой, а не за каким-то продуктом. Кофе ведь можно и дома попить, или на работе, да и сэндвич сделать самостоятельно. Поэтому так важна атмосфера. Важно, как чувствует себя человек, заходя в заведение, как себя ощущает.
Иван с энтузиазмом показывает мне «фишки» пространства: приглушенный свет именно теплого желтого оттенка, комфортный для глаз (белый считается более холодным и используется чаще в офисном освещении), деревянные реечные панели, теплая цветовая гамма интерьера. «Все это мы с дизайнером продумывали для того, чтобы создать уют. Была даже идея закупить тапочки для посетителей, чтобы сделать акцент на домашней атмосфере».
– А что для вас как предпринимателя важнее – атмосфера или деньги?
– Деньги любой ценой – не для меня. Помню, как в период открытия кофейни вынужденно подрабатывал таксистом и подвозил одного опытного бизнесмена. Решил посоветоваться с ним относительно идеи открыть бизнес, не имея собственного капитала, с привлечением инвестиций и кредита. Тот покрутил пальцем у виска и ответил: «Лучше бы ты рюмочную в Шабанах открыл. Это хоть окупится». Но я понимаю, что такого рода бизнес неэкологичен. Я за честность и порядочность.
Основной продукт и средний чек
– Большинство кофеен сегодня зарабатывают на десертах. А как у вас?
– Наш основной продукт – кофе. Всё остальное – сопутствующее. Мы не хотим делать слишком высокие наценки на десерты и выпечку, соблюдаем ограничения в части регулирования цен.
– А какой средний чек?
– Около 15 BYN. Так что наше заведение можно отнести к демократичным.
Иван рассказывает, что после открытия часто проводили в кофейне тематические мероприятия: бизнес-завтраки, развивающие встречи, бизнес-игры, встречи с тарологом, вечер метафорических карт. Кроме формирования комьюнити, на старте бизнеса такие мероприятия – дополнительная реклама заведения (спикер анонсирует место, в котором проводит мероприятие, а посетители отмечают в соцсетях, выкладывают фото). Такие упоминания влияют на популярность места. Однако зарабатывать на таких сопутствующих мероприятиях не планировали.
Сложно ли работать с зумерами
– Какой средний возраст команды?
– Средний возраст сотрудников – 20–25 лет. Это зумеры, но я бы не сказал, что мне так уж сложно с ними работать: нюансы есть, хоть я и старше их всего-то лет на десять. Из-за того, что зумеры – «дети технологий», разрыв этот все же ощутим, поэтому я предпочитаю делегировать управление персоналом своему администратору. Ей 20 лет. Она, кстати, пришла работать бариста в восемнадцать, проявила себя и спустя два года стала руководителем. Я решил доверить ей коллектив – они друг друга лучше понимают.
Мне важен результат, поэтому я за гибкий график, компромисс и взаимозаменяемость. Например, не участвую в том, как сотрудники распределяют свои рабочие дни, и не настаиваю на специфическом музыкальном фоне (мы просто договорились, что это будет что-то нейтральное, а не Rammstein). В общем, практикую демократический стиль управления. Для меня важны человеческие отношения. Кстати, в нашей сфере высокая текучка – так исторически сложилось: официанты, бариста – это старт для молодежи, студентов, для некоторых ребят это первое место работы. При собеседовании практикую принцип: человек идет на человека. Уже в момент разговора понимаешь, есть ли «мэтч».
– Как мотивируете эту непростую категорию работников?
– Иду навстречу в их пожеланиях и потребностях, которые они ассоциируют со свободой. Что касается ключевых вопросов – настаиваю на своем, порядок должен быть.
Как избежать конкуренции между лидером и управленцем
– В чем отличие лидера от управленца, на ваш взгляд?
– Управленец равно руководитель. Лидера же выбирает команда. Очень хорошо, если удается лидера превратить в управленца. Я, кстати, так и сделал (выше рассказывал про администратора, которая выросла с бариста до управленца).
– Как избежать конкуренции между лидером и управленцем?
– Собственникдолжен обладать дальновидностью, заранее понимать, как управлять лидером. Нужно найти такую конфигурацию коммуникации, в которой у лидера и собственника мнение совпадает. То есть формула такова: собственник управляет лидером, а лидер – командой. Если между лидером и собственником «рассинхрон» – это проблема, пора прощаться.
Что общего между предпринимателем и спасателем
– Вы долгое время спасали людей в чрезвычайных ситуациях. Помогают ли эти скиллы в бизнесе?
– Конечно. Это повышенная терпимость к неопределенности, умение ориентироваться «по обстановке» и готовность идти вперед. В ситуации, когда некоторые люди не видят выхода, у меня как офицера МЧС варианта не найти выхода нет. Это как при пожаре: ты не знаешь, что там за углом комнаты задымленной квартиры, ты просто идешь туда и решаешь вопрос. В бизнесе так же.
Время приближается к обеденному. Людей в кофейне становится все больше. Кто-то работает за ноутбуком, кто-то забежал, чтобы выпить кофе у стойки, мамы с детьми тоже чувствуют себя комфортно. Девиз заведения в действии.
Кстати, Иван пояснил, что полный девиз кофейни «Пространство» звучит как: «Можно все, если знаешь, зачем и готов нести за это ответственность».
*Партнерский материал. ОАО «АСБ Беларусбанк», УНП 100325912