Отказ от аналитических cookie-файлов
Отключение аналитических cookie-файлов не позволит определять предпочтения пользователей Сайта, в том числе наиболее и наименее популярные страницы и принимать меры по совершенствованию работы Сайта исходя из предпочтений пользователей.
Отказаться
Принять
Отказ от рекламных cookie-файлов
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию работы Сайта, исходя из предпочтений пользователя, а также осуществлять подбор рекламы, иных рекламных материалов по наиболее актуальному, подходящему назначению для каждого конкретного пользователя.
Отказаться
Принять
Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

Этот парень зарабатывает на путешествиях по узкоколейкам. Вот как устроен необычный бизнес

Этот парень зарабатывает на путешествиях по узкоколейкам. Вот как устроен необычный бизнес
Артем Слизкий. Фото: личный архив
Артем Слизкий. Фото: личный архив

«Аз есмь всея узкоколейки Беларуси», – шутит Артем Слизкий. Он работает инженером, а по выходным организует экскурсии на пассажирском поезде по узкоколейным железным дорогам Беларуси. Многие даже не знают, что такие дороги в стране есть, а тем более не представляют, что можно провести время, катаясь по ним. Как увлечение превратилось в дополнительный заработок и можно ли масштабировать такой проект? Об этом Артем рассказал Myfin.by.

Узкоколейная железная дорога имеет ширину колеи менее стандартной: 600—1200 мм. Такие дороги в прошлом строились для обслуживания торфоразработок, лесосек, шахт и рудников.

«Информацию собирал по крупицам»

– Еще десяток лет назад исследователи узкоколеек называли Беларусь самой «узкоколейной» страной Европы. Не столько по протяженности дорог, сколько по их количеству: еще недавно их количество превышало 30 единиц. Постепенно таких дорог становилось меньше – сейчас в стране остались только 22 действующие.

Историю узкоколеек Беларуси я начал изучать еще во времена студенчества, когда учился на факультете транспортных коммуникаций БНТУ. Информацию по крупицам собирал в архивах библиотек и научных публикациях. Меня всегда привлекала атмосфера заброшенности и загадочности. Книгу «Пикник на обочине» братьев Стругацких прочитал с карандашом вдоль и поперек несколько раз. А фильм «Сталкер» Тарковского пересматриваю каждый год.

Артем Слизкий. Фото: postawy.by

Восемь лет я изучал данную тему. Мечтал водить экскурсии по узкоколейкам, но не решался. Отпугивали бюрократические моменты: регистрация ИП, документы, налоги. Тогда для меня это было непонятным и сложным.

В итоге в 2016 году друзья, знавшие о моем увлечении, «пинками» направили меня в нужное русло. Я зарегистрировался в качестве ИП и провел первую экскурсию. Затем стал регулярно проводить такие поездки по выходным.

«Звонил на заводы и договаривался об экскурсиях»

Для проведения экскурсии нужна узкоколейка и пассажирский вагон. Однако не все заводы, у которых есть узкоколейка, имеют такой вагон. Поэтому сначала я изучил возможности предприятий. Потом звонил на заводы, договаривался на личную встречу с руководством.

В итоге мне удалось договориться о проведении экскурсий на шести локациях.

Для того чтобы «катать» экскурсии, главным образом нужен не финансовый, а интеллектуальный начальный капитал. Во время путешествия туристам нужно рассказывать интересные истории и отвечать на вопросы. Все эти знания я накапливал годами, прежде чем провел первую экскурсию.

Фото: личный архив.

Организация выглядит примерно так. Через соцсети и сайт я объявляю о предстоящем путешествии. Лучше всего работает Instagram. Таргетированной рекламой почти не пользуюсь. Летом бывает потрачу около $5 – и все, т.е. вложения в рекламу минимальные. В основном работает сарафанное радио.

Затем собираю с туристов предоплату, арендую вагон на предприятии, заказываю автобус (трансфер) из Минска до локации и обратно.

В среднем на экскурсию собирается один туристический автобус – это 60 человек. Выезжаем в восемь утра и возвращаемся в Минск к семи вечера. Часто на экскурсию приезжают люди из других городов. До локации они добираются на своих машинах.

«Делаем перекус после “болотинга” в вагоне-столовой»

Расскажу, как проходит экскурсия, на примере одного из постоянных туров. Едем на автобусе из Минска на торфобрикетный завод «Дитва» в Гродненской области. По дороге я рассказываю туристам об истории узкоколеек. Затем пересаживаемся на маленький поезд и едем по узкоколейной железной дороге до полей, где ведется добыча торфа. Здесь знакомимся с технологией добычи белорусского черного золота.

После этого продолжаем путешествие на поезде через живописные разливы, созданные после повторного затопления бывших торфоразработок. Далее – экскурсия по депо и знакомство с узкоколейной железнодорожной техникой.

Общая протяженность маршрута по узкоколейке – 20 км.

Фото: личный архив.

Для большей насыщенности обычно совмещаю «покатушки» по узкоколейке с посещением других предприятий либо музеев. Например, в Березовке посещаем производственный участок стеклозавода «Неман», музей стекла и фирменный магазин.

В этой же локации проводится и экотур. На поезде едем до действующих торфоразработок. На полевой базе знакомимся с торфоуборочной техникой, узнаем, как происходит добыча. Далее вновь садимся в поезд и едем к небольшому верховому болоту, которое предстоит пройти насквозь пешком.

На болоте собираем клюкву. Затем выходим к другому тупику узкоколейки, где нас ожидает вагон-столовая. Здесь варим ароматный морс из свежесобранной клюквы, делаем перекус после «болотинга». По возвращении на центральную станцию узкоколейки изучаем железнодорожную технику.

Пока формат с вагоном-столовой был доступен только в весенний и осенний сезоны. Но весь летний сезон вагон был занят: на нем возили обеды на стоянки, где рабочие добывали торф. Поэтому в прошлом году купил собственный вагон-столовую, чтобы не зависеть от предприятия. Сейчас мы ожидаем лета, чтобы наконец доставить его в Дитву и начать косметический ремонт для дальнейшего использования на экскурсиях. Он обошелся мне в 6800 рублей.

Три года назад я участвовал в конкурсе социальных проектов Social Weekend и выиграл грант в «зеленой номинации». Получил десять тысяч белорусских рублей. На эти деньги приобрел и отреставрировал грузовой вагон.

Фото: 750mm.by

На грант также разыскал и восстановил до изначального вида дрезину. Приобрел запасные части к ней. В прошлом году передал дрезину в аренду Республиканскому ландшафтному заказнику «Озеры» в Гродненской области, где вы теперь можете прокатиться на ней по узкоколейке. В «Озерах» находится единственная в Беларуси узкоколейка, где можно покататься на дрезине. 11 км рельсов начинаются и заканчиваются в глухом лесу. Дорога принадлежит заказнику, и по ней ездит только мой отреставрированный транспорт.

Фото: 750mm.by

«А если вдруг что, то мне же отвечать!»

К сожалению, не на всех предприятиях готовы принимать туристов – где-то подвижной состав в виду своего возраста и технического состояния уже не пригоден для таких поездок, где-то состояние железнодорожных путей оставляет желать лучшего, а где-то руководство не решается брать на себя дополнительный риск в виде группы туристов. Случалось, что предприятия, где у нас были хорошие партнерские отношения, после смены руководства, отказывали в дальнейшем сотрудничестве. Все зависит от людей на местах и принимаемых ими решений.

Всего в рамках туристических поездок мы успели посетить 5 узкоколеек. В настоящее время «в строю» остались две локации – заказник «Озеры» и торфобрикетный завод в Дитве.

Также из-за сокращения маршрутов в экскурсиях появилась сезонность. Раньше в зимний период мы ездили под Ивацевичи. Там был вагон с буржуйкой. Теперь опции в виде зимнего обогрева вагона нет. Поэтому экскурсии проходят только с апреля по ноябрь.

«Иногда задумывался, зачем все это нужно»

Слово бизнес в моем случае звучит слишком громко. Выручка есть, иначе бы я этим не занимался. Но проведение экскурсий – это лишь непостоянный дополнительный доход. У меня есть основное место работы, оно меня и кормит. Весь заработок с экскурсий последнее время я трачу на покупку техники и предметов, связанных с узкоколейками.

Все путешествия я организовывал и проводил сам. Бывало, рабочая неделя подходит к концу, хочется отдохнуть, но знаешь, что завтра нужно везти туристов. Иногда задумывался: зачем все это нужно? Но такое состояние ровно до того момента, пока не приедешь к месту сбора экскурсии. Там природа, горящие глаза туристов… В этот момент думаю: «Как же я это люблю!»

Фото: личный архив

В узкоколейном вопросе в стране лучше меня вряд ли кто-то разбирается, хорошо получается проводить экскурсии. Есть понимание, как нужно организовать процессы, и куча идей, что еще можно сделать. Однако у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны.

Моя слабая сторона – бизнес-скилы. Поэтому мне было бы интересно масштабировать проект в партнерстве с кем-то более опытным. Предполагаю, что более серьезный результат смогу выжать из коллаборации с другими проектами. Такой успешный опыт уже был. Три года подряд с друзьями-фольклористами мы организовывали масленичную программу. Вместе с туристами на поезде мы выезжали на «масленичную поляну», где их ожидала выставка узкоколейной техники, блины, полевая кухня, народные песни и праздничные забавы.

Фото: 750mm.by

После этого у меня появилась идея двигаться именно в сторону таких совместных ивентов. Они позволяют в одном событии предложить максимальное количество смыслов. В этом году хочу попробовать комбинированный узкоколейно-водный поход: сначала туристы едут по узкоколейке до пересечения реки, затем сплав на байдарках.

Другая идея – совместить путешествие по узкоколейке с бердвотчингом (наблюдение за птицами). Одна из экскурсионных узкоколеек проходит через затопленные торфяники, где проживает много водоплавающих птиц. Поэтому здесь можно организовать остановку и наблюдать за птицами.

Также мечтаю о своем узкоколейном хуторе. Приехать по узкоколейной железной дороге в самую глубь леса. Отвести людей на обед не в современное кафе, а на хутор в стиле 1930-х годов.

«Огромная яма, в которую можно закидывать денежные знаки»

Хочется после себя оставить что-то большее. Поэтому вместе с друзьями мы занялись созданием музея узкоколеек на базе торфобрикетного завода «Дитва». В 2021 году я зарегистрировал историко-культурное учреждение «Неизведанная узкоколейка». Разыскиваем и восстанавливаем старую узкоколейную технику.

Музей требует больших вложений. Как я уже говорил, все заработанные деньги с экскурсий тратятся на покупку экспонатов. Создание музея – это огромная яма, в которую можно закидывать денежные знаки, как в печку. Например, в прошлом году на одном из YouTube-видео промелькнул немецкий грузо-пассажирский вагон 1950 года, который якобы находился в Светлогорске. Поехал туда, разыскал вагон и собственников, договорился о покупке, оплатил вагон и его перевозку. В итоге только приобретение, погрузка и перевозка нового экспоната обошлись нам в 2000 рублей.

Музей развивается также благодаря пожертвованиям людей.

Таким образом, планирую и дальше знакомить людей с историей узкоколеек Беларуси. Сделаю экскурсии более насыщенными и комбинированными. Вместе с друзьями продолжим наполнять музей: искать, выкупать и реставрировать технику, старые рельсы, шпалы и прочие атрибуты, связанные с узкоколейками.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все