Супруги из Минского района Снежана и Алексей Харко создают уникальные миниатюры домов. Деревенских. Белорусских. Получаются они такими реалистичными и трогательными, что мало кого оставляют равнодушным. Сразу вспоминается родительский или бабушкин дом. И хочется себе его копию, как часть того времени, которое не вернуть. Журналист MYFIN поговорила с ребятами об их увлечении и о том, сколько можно на нем заработать.
Каждый дом – отдельная история
Снежане 29 лет, она родом из Гомеля. Алексею – 33, он из Барановичей. Восемь лет назад ребята приехали работать в Минский район после окончания университета. Там и остались.

Алексей и Снежана
Оба супруга по образованию – учителя. Снежана – иностранных языков, Алексей – физкультуры. Миниатюра – их совместное хобби, которым они занимаются после работы и в выходные уже более 5 лет. Поначалу увлеклась только Снежана, а муж подтянулся со временем. Девушка смеется, что у него не было шансов, настолько это захватывающее занятие.
– Я начала показывала наше хобби в Инстаграме.
Люди понемногу приходили, поддерживали, удивлялись такому необычному творчеству. Почему именно дома? Так вышло случайно. Хотелось просто делать то, что нравится. Однажды к нам обратилась девушка Анастасия и написала целое письмо с историей своей семьи и дома. Мы давно закончили работать над заказом, но до сих пор общаемся. Отношение Анастасии во многом повлияло на наше отношение к делу, она рассмотрела в нем большую ценность.
Благодаря этому творчеству я увидела людей иначе. Знаете, сколько вокруг необыкновенно добрых и отзывчивых людей? Я вот не знала. Часто приходят трогательные сообщения со словами поддержки и восхищения, иногда подписчики делятся своими историями.

Миниатюра дома и его реальный внешний вид
Ни Снежана, ни Алексей нигде делать миниатюры не учились и даже не смотрели видеоуроки – хотели пойти по своему собственному пути.
Начинали «стройку» буквально с подручных материалов, и в ход шло все на свете: если нужен был кусочек пластика, то подрезали баночку от йогурта.
Сейчас материалов целый стеллаж, более 50 коробок с тканями, деревом, морилками, красками и клеем. А еще полезным добром занят комод и полки над столом. Основной «стройматериал» – разные виды картона, дерева и пластика. А если домик заказывают с интерьером, то нужна глина, эпоксидная смола, силикон и еще много чего.
Миниатюра домика
Берясь за работу, супруги становятся немного архитекторами и прорабами. Изучают каждую деталь, составляют чертежи и план работы, ищут и подбирают материалы, согласовывают все этапы с заказчиком.
– Каждый дом – отдельная история, поэтому у каждого свои заказы. Леша работает со своими домами в порядке очереди, я же объявляю в Инстаграме, когда готова взять новый заказ. Там показываю и работы мужа.
Мы – семья, это наше общее любимое дело, но каждый полностью отдает себя своему домику.
Конечно, мы обсуждаем свои работы, делимся трудностями, подсказываем, поддерживаем и каждый раз удивляемся новым умениям друг друга. Рабочий стол и инструменты, разумеется, общие. Иногда работаем одновременно – каждый погружен в свое, но при этом с беседами или под нашу любимую музыку, аудиокниги. У нас много общего, мы изначально сошлись на общих интересах, вкусах и взглядах на жизнь. Но то, что Леша поддержит меня и в таком редком деле, меня удивляет до сих пор. Его работы, кстати, я считаю лучше своих.
Домик стоит 1 000 рублей. Откуда цена?
Создание дома или его фрагмента – дело двух-трех месяцев. Авторы очень внимательны к мелочам и одной детали могут посвятить несколько дней. В каждый заказ погружаются глубоко и просят заказчиков рассказать о доме как можно больше.

Слева миниатюра, справа – реальный дом
– Мы любим читать и еще до брака начали собирать общую библиотеку. Даже решили, что в старости вместе напишем какую-нибудь книгу. Но так получилось, что мы уже пишем своего рода историю. Истории домов и семей каждого из них хранятся на страницах альбома-книги. Мы заказывали альбом ручной работы с вышивкой, на его страницах нарисованы наши дома, туда я от руки записываю то, чем поделились заказчики. Мы очень ценим эту книгу, иногда перечитываем истории. Она – напоминание о том, что мы делаем что-то значимое. Нам важно помнить каждый дом, ведь мы отдаем им много часов своей жизни. И через много лет, в глубокой старости, было бы здорово сесть вместе, обязательно у камина, и прочесть эти истории друг другу вслух.
Сколько было вложено денег в хобби на начальном этапе, Снежане и Алексею сказать сложно.
Потому что все приобретали постепенно, на протяжении всех лет. Но, уверяют ребята, денег ушло очень много.

Слева миниатюра, справа – реальный дом
– Сейчас каждый месяц что-то из материалов покупается стабильно. Каждый заказ – сюрприз, потому что ты вроде бы видишь примерно, что из чего сделаешь, но в процессе приходится искать новые способы. Бывает какой-то элемент, который никак не сделать, кроме как вылепить, сделать молд и залить эпоксидкой. Не думаю, что затраты окупились на данный момент. Все, что касается творчества, не самое дешевое, краска дорожает. Каждый раз, когда я прихожу в магазин, в ту же «АРТ-территорию», уже новая цена у баночки. Тоненькие кисточки для краски, скальпели и канцелярские ножи надо часто обновлять. Если лезвие хотя бы немножечко затупилось, все, необходимо менять.
Смотришь на готовый домик за 1 000 рублей – кажется, откуда цена? Дерево, картон, пластик.
Но там еще и краски. В Беларуси самые популярные цвета – желтый, зеленый, голубой и белый. Но часто оттенки отличаются. Поэтому приходится покупать очередную баночку конкретно для этого домика, для маленьких элементов. Даже если смешивать краску, все равно надо покупать что-то дополнительно. Глядя на домик, не догадаешься никогда, сколько в него вложено. В некоторых домах есть освещение. Никто же не подумает, что нужно было покупать паяльник, чтобы это освещение сделать.
«На основной работе ты можешь заработать в 10 раз больше»
Работа над миниатюрой предполагает длительное сидение, от которого достается и глазам, и шее, и спине. Как правило, это несколько часов, но, отмечает Снежана, можно увлечься и не заметить, что пролетел весь выходной день. Прибыльным это увлечение назвать нельзя, хотя цены на работы начинаются от 400 рублей.

– Допустим, успеваем домик за 1 000 рублей сделать за два месяца. Получается, в месяц 500 рублей. Из них нужно заплатить налог – 50 рублей. Считать стоимость материала нет смысла. Несмотря на огромное количество материалов, каждому новому домику что-то еще нужно докупать. Проволоку другой толщины, другую краску. В лучшем случае можно будет заработать 300 рублей в месяц.
Если сравнивать с основной работой, лучше не считать стоимость часа. На основной работе ты можешь заработать в 10 раз больше, особенно если есть возможность взять дополнительные часы. Но вместо этого выбираем сидеть и делать миниатюру, потому что это наше детище. Затраченное время напрямую зависит от сложности, размера, от количества элементов, которые хочется заказчику.
Создать замочек размером в 3 миллиметра посложнее, чем ту же деревяшку вырезать.
В основном подписчики восхищаются работами ребят и понимают, что такие домики не могут стоить дешево. Но есть и те, кто жалуется на высокие цены: разво́дите на деньги, давите на ностальгию.
– У меня была в stories шуточка про то, что я гребу лопатой свои 300 рублей. Поэтому это не стабильный доход, а приятный бонус. И не только денежный. Нам пишут практически каждый день что-нибудь доброе, рассказывают про свою деревню, про семью. Когда устаешь, что-то не получается, открываешь Инстаграм, а там комментарий. Кто-то написал, что мы волшебники, или что-нибудь такое. И идешь дальше.
Инстаграм Снежана ведет сама, иногда берет таргетированную рекламу. Но в последнее время она не очень нужна, давно залетевший рилс принес очень много заказчиков. А делать из своего уютного хобби бизнес супруги не планируют.

Снежана и Алексей
– В этом виде деятельности бессмысленно ставить финансовые цели. Даже если поднять стоимость в три раза, убрав все расходы, то в месяц будет 1 000 рублей. Основную работу все равно не заменить. Мы это не раз уже обсуждали и поняли, что все равно будем продолжать в свободное от работы время. Главное не выгореть. Поэтому ставим только нефинансовые цели, например, поучаствовать в выставке. Или сделать проект, поработав с оригиналом, то есть быть возле дома, с ним работать, брать кусочек краски и т. д.
Наша мечта – сделать деревенский дом из детства мужа, дом его дедушки и бабушки. Для себя. Пока не было возможности выделить несколько месяце на него. Но мы обязательно сделаем это вместе.


