Похоже, это судьба всех молодых столиц: в Минске продолжают сносить здания и раскапывать землю. Теперь на карте нет здания по адресу Веры Хоружей 25/1, также как осенью 2023 исчезли два дома на проспекте Машерова. Запоминаем, какими были улицы раньше и смотрим, как они выглядят сейчас.
Зачем сносят дома?
Здесь все просто: дома мешали строительству новой ветки метро. В районе Машерова, Богдановича и Хоружей расположится сразу три станции: «Переспа» (на пересечении улицы Кропоткина и проспекта Машерова), «Комаровская» (на пересечении Богдановича и Хоружей) и «Парк Дружбы Народов» (перекресток Богдановича и Сурганова).
Снесенные здания находятся как раз на месте двух будущих станций. За демонтаж взялись летом прошлого года. Для строительства «Переспы» разобрали конструкции 20-летнего здания «Приорбанка». Абсолютно такая же примечательная «стекляшка» (она тоже принадлежит банку) до сих пор находится на улице Радиальной.
Вторым под снос пошел жилой дом по адресу проспект Машерова, 36 – трехэтажное здание типовой хрущевской застройки – такие возводились по всему СССР с 1957 вплоть до начала 70-х.
Что было на Хоружей до сноса?
Улица Веры Хоружей – не самая старая в Минске. На ее месте в предвоенные и военные годы стояли деревянные дома, примыкая к ближайшей Комаровке, и большинство сгорело в 1941-1945 годы. В архивах даже сохранились снимки:
Только в конце 50-х на месте неосвоенной территории появилась городская улица: изначально она называлась Зеленое кольцо, но уже в 1960-м получила имя партизанки-героини. В этот же год на пересечении Хоружей и Горького (нынешняя Богдановича) появился первый производственный корпус Минской мебельной фабрики, а через несколько лет и второй. Хотя фабрика мягкой мебели заработала в Минске в первый послевоенный год, но постоянную прописку получила только в 60-х.
Фабрику несколько раз переименовывали: какое-то время она была Минской опытной фабрикой мягкой мебели, с конца 70-х стала производственным объединением «Минскмебель», а после развала СССР превратилась в ОАО «Минскмебель». Постепенно производство уменьшалось, а нижние этажи отдали под офисы и магазины. В нулевые годы самой известной торговой точкой стал «Оранжевый верблюд» – он занимал угловое помещение прямо на перекрестке больше десяти лет, а по соседству какое-то время работал мебельный шоурум. В нем выставлялись белорусские производители: «Минскмебель», «Речицадрев» и другие.
«Минскмебель» просуществовала до 2016 года, после чего ее присоединили к «Минскпроммебели». К тому моменту она производила в основном банкетки и диваны, в том числе знаменитую модель «Лилия» (вы наверняка видели их в богатых офисах лет пятнадцать назад). Вот как выглядело производство за несколько лет до закрытия компании:
В 2019 здание на Хоружей отремонтировали и облагородили, «Оранжевый верблюд» съехал, а площади арендовала IT-компания «Научсофт».
Нижние этажи несколько раз меняли арендаторов. К моменту снова в нем работали магазины «Санта» и «Остров чистоты» и точка общепита.
Как выглядит улица?
О том, что старое здание мебельной фабрики снесут, стало известно уже пару лет назад. Оно не просто мешало прокладке путей, как, например, в случае зданий на проспекте Машерова: оно буквально находится там, где через несколько лет будет выход из метро.
Сейчас о прежнем облике улицы напоминают остатки стен и кирпичи. Пока что пересечение Хоружей и Богдановича выглядит следующим образом:
А вот так должны выглядеть новые станции, которые появятся в этом районе. Планируется, что их откроют в 2028-2029 годах.