Международное агентство социальных и маркетинговых исследований (МАСМИ) в феврале 2024 года провело онлайн-опрос респондентов в Минске и областных центрах и узнало про ожидания в текущем году, о потребительских предпочтениях, источниках получения информации и отношении к искусственному интеллекту. О результатах исследования Myfin.by рассказала директор агентства Татьяна Лисицкая.
Оптимистическое настроение
– Мы проводим подобные исследования достаточно давно. Во время ковида, экономических кризисов результаты опроса показывали пессимистические взгляды на жизнь и даже депрессивные настроения. Сейчас приятно удивлены тому, что 2023 год люди оценивают очень хорошо. Так, 79% опрошенных считают, что год был положительный (очень хороший, скорее хороший, обычный). При этом 16% молодежи в возрасте 18–24 лет сказали, что был очень хороший год.
Ожидания на 2024 год тоже оптимистичные: 82% участников опроса верят, что этот год будет таким же, как предыдущий, и даже значительно лучше. Есть и те, кто считает, что будет хуже, – 9%. Это совсем немного. Страхи в основном связаны с болезнями собственными и своих родных. А у молодежи – со сложностями в отношениях с близкими людьми.
Рассчитывают на повышение зарплаты в 2024 году 76% опрошенных.
– Некоторые надеются на незначительное повышение, но есть и те, кто ждет существенной прибавки. Среди причин для роста зарплат называют увеличение стажа работы, повышение квалификации, расширение обязанностей, переход на другую должность. При этом 26% говорят, что зарплата повысится потому, что они перейдут на работу в другую компанию. Но были и те, кто волновался о понижении зарплаты, они связывали такую возможность с финансовыми проблемами компании или предприятия.
Потребительские предпочтения
Также у респондентов спрашивали, на что в первую очередь они обращают внимание при покупке товаров (продуктов питания, бытовой техники и электроники, одежды и обуви).
– В первую очередь это цена, – отмечает Татьяна Лисицкая. – Интересный факт, что достаточно многие (до 50% опрошенных) смотрят на торговую марку, причем особенно при приобретении товаров бытовой техники и электроники, а вот при покупке продуктов питания меньше – только 36%. Из наших предыдущих исследований мы видим, что многое зависит от категории товара. Понятно, что продукты питания – более широкая категория, которая включает молоко, творог, хлеб, соки, кофе, чай и многое другое. И здесь отношение к бренду зависит еще от конкретной группы товаров. Например, при выборе чая или кофе высока роль бренда. И потребители, если не находят свой продукт, готовы отказаться от покупки, пойти в другой магазин или ждать появления товара на полках магазина.
Расходы и накопления
– При планировании затрат по сравнению с 2023-м и предыдущими годами наметилась позитивная тенденция: люди намерены больше тратить на одежду и обувь, а также на отдых и отпуск. Во время любых кризисов первым, на чем люди собирались экономить, был именно отдых и путешествия. Сейчас 33% опрошенных заявили о том, что в 2024 году планируют увеличить расходы на путешествия. Это определенно говорит о положительных трендах и позитивных настроениях.
Намечен еще один тренд – на здоровый образ жизни. Люди написали, что уменьшат затраты на покупку сигарет (27%) и алкоголя (44%). И многие надеются быть более здоровыми. Наверное, поэтому 40% опрошенных указали, что на покупку медуслуг и лекарств также планируют сократить расходы.
Желание увеличить некоторые затраты коррелируется с планами на накопление.
– Так, 36% респондентов заявили, что в первую очередь будут копить на отпуск и отдых, далее в планах по накоплению следуют ремонт квартиры (32%) и автомобиль (23%). Молодежь в возрасте 25–34 лет больше, чем все остальные, намерена копить на недвижимость (33%), а совсем молодые люди в возрасте 18–24 лет нацелены сберегать средства на получение образования (37%).
Основные способы накопления – откладывать часть зарплаты (94%), а также получать кешбэки и бонусы с покупок (21%).
Источники получения информации и ИИ
Исследования, как и ранее, показали, что на первом месте среди источников информации – социальные сети и блоги (74%), на втором – новостные сайты (59%), на третьем – мессенджеры (47%). Далее следуют разговоры с родственниками, телевидение и радио, газеты и журналы.
– Что касается ответов на вопросы про ИИ, то аудитория разделилась примерно пополам: 38% опрошенных планируют точно или скорее всего использовать искусственный интеллект в работе или личной жизни, 42% – не планируют, – рассказала Татьяна Лисицкая.
Выводы
Основной вывод – это проявление оптимизма при оценке 2024 года.
– Очень было приятно получить такие данные. Мы узнали, что 82% участников опроса с оптимизмом смотрят на нынешний год, 76% ждут повышения зарплат и треть планируют увеличить расходы на отпуск. Наметились положительные тренды, что не может не радовать.