Коррупционные преступления занимают всего 2% в общей структуре, однако имеет большой общественный резонанс. Минимальный размер зафиксированной взятки законодательством не установлен. Это может быть и 10, и 15, и 20 белорусских рублей. А какая маскимальная взятка была зафиксирована правоохранительными органами в стране?
Самая большая взятка
Как сообщил старший прокурор по особым поручениям управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Артем Игнатенко, самая большая взятка в размере $1 млн. была зафиксирована около 20 лет назад. Какое наказание понес взяточник, он не уточнил.
– Самая мелкая сумма взятки … Надо уточнить, что уголовный кодекс не предусматривает нижний порог для привлечения к уголовной ответственности. Это может быть и 10 рублей, 15-20 белорусских рублей. Надо задаваться вопросом, стоило ли оно того? Здесь важно говорить не о сумме, за которую человек готов продать свое должностное положение, а о том вреде, которое он причиняет торговлей влиянием. Потому что помимо вредного последствия, коррупции, нарушения прав и законных интересов граждан, мы можем говорить о подрыве концепции государственного управления и о подрыве веры народа в государство. Если граждане за незначительную сумму подкупают должностных лиц, или чиновников, это вредит всему пониманию основ правоотношений.
Сферы коррупции и статистика преступлений
Наиболее подверженными коррупционному влиянию являются наиболее капиталоемкие сферы народного хозяйства и не только – это сельское хозяйство, промышленность, транспорт, торговля.
– И, конечно же, государственное управление, где сконцентрированы наибольшие риски, связанные с реализацией тех или иных полномочий.
В 2023 году в стране обнаружено 1253 коррупционных преступления и ответственности подвергнуто 924 лица. За 9 месяцев текущего года установлено 720 уголовных деяний и привлечено 620 лиц, их совершивших.
– Возмещение вреда за последние несколько лет составляет 50%. В рамках уголовного преследования накладывается арест на имущество коррупционеров, ведется поиск коррупционных активов и за пределами республики. Силовые структуры нацелены не только на выявление бытовой коррупции, а на выявление преступных схем в экономике и госуправлении.
Каждое второе коррупционное преступление – это взятка. 70% случаев подкупа выявляются в закупочной деятельности, исполнении договоров и оказании иного покровительства. Так называемого «крышевания» коммерческих структур.
– В прошлом и нынешнем году выявлено 27 должностных лиц, занимающих ответственное положение в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, банковской сфере и госуправлении.
В частности – бывший заместитель министра транспорта и коммуникаций, заместитель министра энергетики, бывший министр сельского хозяйства, первый заместитель председателя Брестского облисполкома, генеральный директор «Лидсельмаш», генеральный директор «МАПИД», заместитель генерального директора МТЗ.
– Считаем, что проявление коррупционных преступлений – не допустимы. Чиновники-коррупционеры представляют особую опасность для государства. Среди проблем, приводящих к коррупции, – недостаточность ведомственного контроля, формальное отношение к представительству государства в управлении предприятиями, недостатки в кадровом вопросе.
Прокуратора наладила практику совместных проверок законности и реализации финансирования проектов из госбюджета, распоряжения собственными средствами субъектами хозяйствования государственной собственности. В текущем году проведено 565 проверок исполнения антикоррупционного законодательства. За допущенные нарушения к ответственности привлечено более 2 тыс. руководителей и специалистов. В профилактических целях 216 лиц официально предупреждены о недопустимости правонарушений. Прокуратора в прошлом году начала дела по 254 фактам правонарушений.
Международное сотрудничество
Ведется работа по выявлению предприятий с иностранным капиталом, стремящихся освоить белорусский рынок, либо сохранить свое присутствие.
– Освоены новые направления сотрудничества с иностранными коллегами. Теперь за пределами республики мы не только преследуем коррупционеров – физических лиц, но и субъекты хозяйствования, допускающих в Беларуси подкуп в коммерческих целях. Соответствующая информация направляется в государства по месту их регистрации для применения к ним штрафных санкций в иностранных юрисдикциях.
Прокуратора инициировала обновление модельных законов в СНГ – о борьбе с коррупцией, о противодействии коррупции, о государственной антикоррупционной политике, об антикоррупционной экспертизе.
– Это позволит выработать новые региональные стандарты, которые сблизят подходы к деятельности практически на всем постсоветском пространстве. Тем самым наше сотрудничество станет еще более эффективным.